ЭССЕ
Эссе — публицистический жанр, сочетающий выраженную авторскую позицию с ярким изложением.
Основатель жанра — Мишель Монтень , вскоре жанр получает развитие в «Опытах» Фрэнсиса Бэкона . Обычно эссе не размышление, а его художественное оформление, лишь имитирующее вольное размышление. Цель эссе — утверждение определенного взгляда на ту или иную тему, но подспудная цель — утверждение самого автора как носителя уникального миросозерцания.
В 1668 году в Англии появляются эссе А. Каули, расширившие художественные возможности
Жанр эссе был в некотором роде синтетическим, и соответствовал он нормам духовной культуры
Эти и другие эссе показывают нам Томаса Элиота выдающимся писателем — «приверженцем классики в литературе, роялистом по политическим воззрениям и англо-католиком в религии» . В русской литературе выдающиеся образцы жанра эссе мы находим у Ф. М. Достоевского и В. В. Розанова.
Принято говорить о жанровой неопределимости эссе. «Однако эта неопределимость вовсе не означает отсутствия у эссе какой-либо специфики… сущность ее — именно в динамичном чередовании и парадоксальном совмещении разных способов миропостижения. Если какой-то из них: образный или понятийный, сюжетный или аналитический, исповедальный или нравоописательный — начнет резко преобладать, то эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих: в беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник или исторический очерк. Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлеченного — в бытовой» .
Выдающиеся современные русские эссеисты — Иосиф Бродский , Борис Парамонов , Петр Вайль и Александр Генис . Стремление современной русской литературы к жанровой интеграции породило такую жанровую разновидность, как роман-эссе. Наиболее яркие образцы жанра — «Прощание с Нарциссом» Александра Гольдштейна и «Конец цитаты» Михаила Безродного .