«Вперед, к свету, к свободе, к небу!»

«Attalеa princeps» Всеволода Гаршина

Так получилось, что последние десять лет я работаю только в старших классах, но в силу своей административной должности часто посещаю уроки молодых учителей и выступаю в роли учителя-наставника. Из отдельных наблюдений стала складываться общая картина. Литература для учителя, работающего в среднем звене, почему-то уходит на второй план.

Объективные причины на это есть: количество часов, отведенных на русский язык и литературу, несоразмерно. Учитель добросовестно готовится к урокам русского языка,

ежедневно проверяет толстые пачки тетрадей с классными и домашними работами. Не менее тщательно готовится и к урокам литературы, но удовольствия, по его признанию, получает значительно меньше, чем от уроков русского языка.

Анализ посещенных уроков показал, что учитель, как правило, излагает материал в вопросно-ответной форме или увлекается всякого рода викторинами, играми в умников и умниц, великих знатоков литературы. Мало внимания уделяется формированию умений по осмысленному, аналитическому чтению: подробному и сжатому пересказу текста, чтению по ролям, умению задавать вопросы по существу и находить на них

ответы в содержании текста. В результате — весьма поверхностное суждение о героях, их поступках, о книге в целом.

Поэтому молодым учителям я не устаю повторять, что литература — это ваш главный предмет: научите детей читать, они у вас будут и грамотными, и образованными, и культурными, и детей своих приобщат к чтению.

В нашем лицее сложилась практика давать открытые уроки не в своих классах, а в тех, где работают молодые учителя. Они должны увидеть своих учеников со стороны, выяснить, какие умения у них сформированы, какие нет, над чем предстоит работать в дальнейшем. Уроки по сказке В. Гаршина — плод совместной работы молодого учителя и его наставника.

В них как раз и представлены те типы заданий, которые нацелены на воспитание внимательного и думающего читателя.

Тема рассчитана на два урока. В начале первого в целях экономии времени ученикам можно раздать листки из рабочей тетради . Ознакомим ребят с заданиями, особо обратив внимание на последнее задание под звездочкой. Его можно выполнить дома в виде завершающей письменной работы.

Урок начинаем с вопроса.

— Ребята, есть ли среди вас те, кто в семь лет прочитал Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера Скотта?

Всеволод Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, и Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова, с нетерпением ждал выхода очередного номера журнала «Современник» и читал его от корки до корки. Такой он был книгочей и книголюб. Потом, будучи уже двадцатилетним юношей, перечитал Гюго, но ничего нового для себя не открыл — настолько зрелыми оказались детские впечатления.

Так мы начинаем рассказ о писателе. Проходит он на фоне портретов В. М. Гаршина и иллюстраций о русско-турецкой войне.

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в старинной дворянской семье. В девять лет поступил в Петербургскую гимназию, слыл там первым учеником; по окончании ее был зачислен в Горный институт. Это было в 1874 году, а через три года начнется русско-турецкая война, война с великой Османской империей, просуществовавшей 400 лет. Прочитав манифест об объявлении войны, Гаршин тут же подаст прошение об увольнении из института и через несколько недель будет уже в Кишиневе, где находился Болховский полк, куда его зачислят рядовым.

В одном из сражений рядовой Гаршин проявил настоящий героизм, личным примером увлек товарищей в атаку — и враг отступил. За храбрость он был произведен в офицеры, но воевать из-за ранения в ногу уже не мог. Вернулся в Петербург, однако не захотел учиться на горного инженера и определился вольнослушателем на словесное отделение Петербургского университета.

Первый его рассказ «Четыре дня» как раз и передает события той атаки. Напечатан он был в журнале «Отечественные записки» и сразу привлек внимание читающей публики. Окрыленный первым литературным успехом, Гаршин пишет еще несколько рассказов: «Происшествие», «Трус», «Встреча», » Художник». Постепенно он всецело посвятил себя сочинительству. Вскоре появились сказки для детей: «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Медведи» и «Attalea princeps».

Прожил Гаршин всего тридцать три года. Он страдал душевной болезнью и рано ушел из жизни, но в литературе он остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

А теперь обратимся к сказке » Attalea princeps «.

I. По ключевым словам и выражениям подготовить сжатый пересказ эпизода

Cм. табл. 1.

Таблица 1

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Вперед, к свету, к свободе, к небу!»