«Наш дар бессмертный — речь»: русские поэты о языке и речи

Жанр урока: урок-исследование.

Цели урока:

формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа; побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества; повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности; воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Основные методы:

эвристическая беседа; коммуникативный; частично — поисковый.

Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И. А. Бунина,

А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. А. Фета.

Ход урока
I. Организационный момент

…человек чрез слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природе ключ; Во слове всех существ содержится картина, Сообществ слово всех и действиев пружина. Г. Р. Державин

Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок — исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?

Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

II. Разминка

Работа по группам: I группа — теоретики, II группа — практики .

Учитель:

Что такое слово?

Теоретики: Слово — единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

Слово — наиболее конкретная единица языка.

Слово — исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.

Практики: Анализ стихотворений И. А. Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…», «Родник»

Работа с текстом стихотворения » В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».

Индивидуальная работа со «Словарем живого великорусского языка» В. И. Даля:

Голубец — могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец — корчик — ковш для черпания воды, кваса.

Учитель: Как называются эти слова?

Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

Составление синквейна .

Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:.

Сущ. прил. прил. глаг. глаг. глаг. предложение Практики:родник живой звонкий не люблю люблю любуюсь Родник — символ святой и вечной Руси

Работа с текстом стихотворения » Родник».

Составление «ассоциативного дерева» слова родник.

Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник, а от них все приобретаемые в контекстах «приращения» смысла и символические значения.

Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живет», находится это слово. Ведь слово — очень значимая единица языка. Слово — это основа языка и речи.

III. Вступительная беседа

Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия?

В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как синонимы?

Теоретики: Язык — исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Речь — способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык — речь, способность говорить, а одно из значений слова речь — это звучащий язык.

Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?

Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.

Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.

Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.

Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication . одно из значений слова коммуникация — сообщение, общение. язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.

Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако » работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.

Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвященных русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина «Слово», 1915

Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова?

Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина «Слово».

Учитель: Почему Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово».

.

Учитель: О чем это стихотворение?

Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.

Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?

Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь — смерть.

Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?

Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.

Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?

Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный — речь.

Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?

Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что все, составлявшее материальный мир, умерло.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре.

Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.

V. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество», 1942

Учитель: Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык, звучит в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, когда страна вела тяжелую войну с фашистскими захватчиками.

.

Учитель: О чем это стихотворение?

Практики: Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.

Учитель: Какова интонация стихотворения?

Практики: Интонация стихотворения торжественная.

Учитель: Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?

Практики: Автор в стихотворении создает торжественную интонацию, используя различные средства речевой выразительности . При помощи этих средств экспрессии передается оценка.

Родной язык будет сохранен и передан внукам.

Учитель: Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, — разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасен от плена?

Практики: Спасти от пленения можно человека, но не слово.

Учитель: Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?

Практики: В стихотворении, с одной стороны, слово — это именно русский язык, а с другой — слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа.

Учитель: Какой прием в художественной речи мы называем метонимией?

Теоретики: Метонимия — замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел — шумели люди на улицах города. Такой перенос возможен, потому что все эти люди — жители города.

Практики: Анна Андреевна Ахматова тоже использует этот прием. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.

Учитель: Мы уже раньше говорили об этой функции языка, ученые-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

VI. Работа с текстом стихотворения А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…»

Учитель: Мы с вами отметили, что язык является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно-исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.

В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» лирический герой А. Фета обращается к возлюбленной.

.

Учитель: Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации ?

Практики: Нет, нам понятно, что говорящий рассказывает не о внешнем мире, а о своем внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.

Учитель: Какая функция языка реализована в этом стихотворении?

Практики: В этом поэтическом тексте реализована экспрессивная функция речи — функция передачи чувств и эмоций пишущего.

Учитель: Что такое экспрессивность?

Теоретики: Экспрессивность — выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.

Учитель: В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга?

Практики: Экспрессивность тексту придают лексические повторы ; параллельные конструкции, акцентированные анафорой .

VII. Работа с текстом стихотворения М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»

Учитель: В стихотворении М. И. Цветаевой передается не совсем обычная беседа.

.

Учитель: Что такое параллелизм?

Теоретики: Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседских предложений или отрезков речи.

Учитель: Что такое анафора?

Теоретики: Анафора — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда , бывает морфемная , например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу, Черногривого коня.

Учитель: В чем необычность этого разговора?

Практики: Необычность разговора заключается в том, что герой беседует сам с собой, поскольку совесть — это одно из проявлений внутреннего мира человека.

Учитель: Стихотворение М. И. Цветаевой представлено в форме диалога. Как вы думаете, почему?

Практики: Форма диалога передает внутренние сомнения, спор с самим собой. Реплики совести отражают нравственные мучения Гамлета, который скорбит об утрате и обвиняет себя в смерти Офелии — обвиняет в том, что недостаточно любил. Реплики «самого» Гамлета свидетельствуют о подсознательном стремлении оправдать себя — тем, что все-таки любил. Напряженность спора акцентируется союзами противопоставления , повторами .

Учитель: Какие реплики говорят о смятении чувств Гамлета?

Практики: О смятении чувств Гамлета говорят реплики, которые настойчиво повторяются , но становятся все короче, а также двойной вопросительный знак в конце выражает недоумение Гамлета, любил ли он Офелию по-настоящему.

Учитель: Такой внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности.

Таким образом, речь для человека — это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии. А как же называется функция языка и речи, реализуемая в этом тексте?

Практики: Функция языка и речи, реализуемая в стихотворении М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью», называется рефлексивной.

VIII. Самостоятельная исследовательская работа со стихотворными текстами о языке и речи, специально подготовленными учащимися к уроку
IX. Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы » Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функций
Функции языка и речи
Коммуникативная функцияЯзык — средство связи между людьми
Информативная функцияЯзык — средство сообщения информации
Культурно-историческая функцияЯзык — хранитель исторической памяти народа
Этническая функцияЯзык для этноса — объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности
Экспрессивная функцияЯзык служит для передачи чувств и эмоций
Рефлексивная функцияРечь для человека — это исредство разговора с самим собой, инструмент рефлексии
X. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнала… Самым интересным для меня было… Для себя я возьму…

XI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе «Русские поэты о слове»
XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Наш дар бессмертный — речь»: русские поэты о языке и речи