Главный классик XIX века
Поклонников Николая Васильевича Гоголя можно порадовать: он находится на втором месте среди писателей-классиков по продаваемости, опережая Чехова, Пушкина, Достоевского и Толстого и уступая только Бунину. То есть с этой точки зрения сейчас именно его можно назвать главным классиком XIX века. Такие данные приводит крупнейший книжный интернет-магазин страны «Озон».
Правда, в абсолютном выражении это место всего лишь семнадцатое: на первом — Дарья Донцова. Но это уже без комментариев.
Что же до них, то поток книг о Гоголе в полном
Так что желающим узнать, что думали и писали о Гоголе наши предшественники, есть что почитать.
Появляются и новейшие
Поговорим о третьих: монографиях и сборниках, нацеленных в первую очередь на творчество великого и загадочного писателя. Тут, разумеется, прежде всего необходимо назвать книги самого именитого отечественного гоголеведа Юрия Владимировича Манна, выходящие в России с регулярным постоянством. Причем, как правило, это разного рода переиздания и сборники, призванные в первую очередь популяризировать идеи и наблюдения ученого.
Назовем только два из них, которые можно рекомендовать читателю любого возраста и степени подготовленности: выпущенный издательством «Аспект-Пресс» толстенный том «Гоголь. Труды и дни: 1809-1845» и двухсотстраничное учебное пособие «Постигая Гоголя», вышедшее там же.
Отметив попутно отрадное стремление многотиражных издательств публиковать серьезные литературоведческие книги, упомянем о еще одной книге Ю. Манна, впервые изданной «Аспектом» , а недавно переизданной с уточнениями и дополнениями , — «Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. Учебное пособие» . В ней очень точно определено место произведений Гоголя в ряду других романтических и близких к романтизму книг начала XIX века: «Вечера» рассматриваются в специальной главе, посвященной романтической коллизии на народной почве, а «Мертвые души» — среди произведений, возникших «в силовом поле романтизма».
Имея в виду, что отношения Гоголя и романтизма принадлежат к числу наиболее дискуссионных в нашем литературоведении, рекомендуем всем познакомиться с профессиональным взглядом на этот вопрос Ю. В. Манна.
Из авторитетных сборников статей разных авторов необходимо отметить серию материалов «Гоголевских чтений» , ежегодно проводимых в Москве «Домом Гоголя» — городской библиотекой № 2, стоящей во дворике как раз возле печального памятника писателю. Вышло уже пять таких сборников, каждый из которых посвящен конкретной проблематике: «Гоголь и Пушкин», «Гоголь и театр», «Гоголь и мировая культура» и т. д.
Следует отметить также ряд книг о Гоголе, вышедших за пределами Москвы. Так, Самарский педуниверситет выпустил книгу популярного гоголеведа Владислава Кривоноса «Повести Гоголя. Пространство смысла» , объединившую более двух десятков статей автора.
Главный пафос ученого составляет его призыв понимать и пояснять произведения писателя, исходя из их структуры и заключенного в ней смысла, а не из догадок и домыслов, часто очень интересных и остроумных, но нередко не имеющих никакого отношения к тому, что думал и писал сам Гоголь.
От объективной данности творчества писателя отталкивается в своей новой книге и волгоградский исследователь А. Х. Гольденберг . Его исследование посвящено фольклорным и литературным архетипам в поэтике Н. В. Гоголя, в нем комплексно изучается роль архетипов народной обрядовой культуры в поэтике писателя, а также по-новому решается вопрос о способах и приемах реализации библейских и средневековых литературных архетипов в структуре гоголевских текстов. Особенно важно, что исследование Гольденберга сочетает традиционный литературоведческий подход с методами и приемами искусствоведческой, фольклористической и этнографической науки.
Назовем еще несколько интересных книг, которые стоит прочитать всем, кому интересен Гоголь и его творчество. В Ульяновске издано интереснейшее сопоставительное исследование ушедшего недавно из жизни даугавпилсского филолога Иосифа Трофимова «Искушение литературой: Николай Гоголь и эстетика духовной прозы первой половины XIX века» , в которой творческое наследие автора «Выбранных мест» рассматривается в живом взаимодействии с эстетикой отечественной духовной литературы ХIX века, с такими ее явлениями, как наследие святителя Игнатия Брянчанинова и богословская публицистика А. С. Хомякова.
Нижегородская исследовательница Валерия Белоногова проясняет непростые отношения двух великих русских писателей, привлекая для этого редкие источники, в своей книге «Выбранные места из Мифов о Пушкине» ; думается, в заглавии этой книги имя Гоголя не названо по недоразумению, потому что пушкинский миф рассмотрен в ней в постоянном сопоставлении с гоголевским.
Назовем также две недавние тверские книги, представляющие интерес для учителя: «Художественное пространство «украинских» сборников Н. В. Гоголя » О. С. Карандашовой и «Проблемы искусства в духовных исканиях Н. В. Гоголя» А. Ю. Янчевской . Обе они названы учебными пособиями, но представляют собой вполне самостоятельные научные работы, посвященные частным, но важным проблемам творчества писателя.