Повесть Владимира Железникова»Чучело»

Урок внеклассного чтения в 7-м классе

Предварительное домашнее задание.

1. Краткий пересказ произведения.

2. Рассказ о действующих лицах .

3. Работа со средствами художественной выразительности .

4. Работа с толковым словарем .

5. Составление генеалогического древа своей семьи .

Ход урока

Уроки внеклассного чтения в 7-м классе я провожу под рубрикой «Уроки доброты». Считаю эту тему особенно нужной ребятам в возрасте 13-14 лет. Уже прочитаны, обдуманы такие произведения, как рассказ В. Астафьева «Бабушка с малиной»

, повесть Ю. Яковлева «Баваклава» . Они вызвали у ребят много эмоций, размышлений о добре и зле, об отношении к людям. Они остались в душе.

Там, где порою бессильна педагогика, спасает литература.

И вот прочитана повесть В. Железникова «Чучело». Почему же мы, несмотря на жестокие события, происходящие в ней, тоже относим ее к «урокам доброты»? Этот вопрос и будет в центре урока внеклассного чтения.

Вступительное слово учителя. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем…

Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью,

жестокостью, равнодушием. Это очень хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами — Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.

— Какова композиция повести? От чьего лица ведется повествование?

— В повести два рассказчика: сам автор и главная героиня — Ленка Бессольцева.

Учитель. Итак, перед вами ваши ровесники . Расскажите об одном из них: Железной Кнопке, Рыжем, Попике, Шмаковой, Димке Сомове.

— Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички?

Ученики.

— Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно.

( Ленка. Помнишь, дедушка, я тебе про Рыжего рассказывала… что он от рождения рыжий. И все ребята над ним хохотали, и он сам над собой смеялся громче всех, и у него от хохота даже слезы стояли в глазах.

А почему он такой?

— Потому что Рыжий. Все кричат: «Рыжий! Рыжий!» А он боится этого и старается не выделяться.

— Дедушка, а вдруг он не хохотал над собой, а плакал… — Ленка в ужасе замолчала. — А вдруг у него слезы в глазах стояли не от хохота, а от обиды?..)

— А еще, может быть, автор хотел показать, что человек невольно начинает соответствовать своей кличке: «Раз я Железная Кнопка, то я буду такой: бессердечной, безжалостной — железной».

— А я — Попик . И поэтому автор предупреждает нас: «Стойте! Задумайтесь! Клички разрушают личность».

Учитель. Рассказам о главных героях — Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке — уделяется особое внимание. Вы анализировали дома художественные средства, используемые автором при создании этих образов.

Эпитеты и сравнения помогают дополнить образ Ленки — девочки доброй, отзывчивой, искренней: «Ленка засмеялась, Будто колокольчик звякнул и упал в траву «; «Она отвечала одноклассникам Беспомощной и открытой улыбкой».

Н. Н. Бессольцев, уйдя в отставку, возвращается в родной Дом, чтобы исполнить свой последний долг — собрать картины, написанные его далеким предком. Этому посвятил свою жизнь и его отец — доктор Бессольцев.

«В городе судачили, что он ищет какие-то картины, тратит на них уйму денег, а оставшиеся… отдает на дрова. И топит все печи каждый день, чтобы его картины не отсырели». Когда Николай Николаевич наполнил дом картинами, тот «ожил, заговорил, запел, зарыдал» . Метафоры, подобранные автором, тоже заставляют о многом поразмышлять.

— Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?

Ученики. Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную.

Это очень важно, чтобы стать человеком.

Учитель. Генеалогия — это история рода. Многие из вас к этому уроку начертили генеалогическое древо своей семьи.

— А что дает память вашей семье?

Ученики.

— Любовь и заботу друг о друге.

— Желание сберечь все лучшее, уважать свой род, свою страну.

— Память делает человека сильнее, увереннее. Знание родословной помогает многое понять в себе, объяснить некоторые наклонности, черты характера.

Учитель. Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и ее класс считает предателем, а не Димку Сомова.

— Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность была не раз? Как это ее характеризует? Поразмышляйте над такими нравственными понятиями, как Доброта, милосердие.

Присущи ли они нашей героине?

Ученики.

— Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро.

— Милосердие — это готовность помочь из чувства сострадания.

— Ленка не выдала Димку, потому что не может видеть страдания других. «Димка, бледный-бледный, ни кровинки в лице, стоял около дверей. Смотреть на него было невозможно — так он дрожал».

— Николай Николаевич неожиданно успокоился. «Значит, Ленка взяла чужую вину на себя. А он, старый леший, даже не подумал об этом. Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже всех Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них.

Это открытие обрадовало Николая Николаевича несказанно».

Далее обсуждаются вопросы:

— Кому из героев присущи такие качества, как милосердие, сострадание?

— Почему так жестоки остальные? За что они преследуют Ленку? Кто самый жестокий?

— Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре»

1. Чтение эпизода .

2. Беседа по восприятию.

3. Составление словесных рядов.

Словесный ряд 1. Действия Димки

«- У меня спичек нет, — тихо сказал Димка… — Стоял около чучела, низко опустив голову… ссутулился и казался каким — то маленьким… он был маленький и некрепкий… упал на колени и низко опустил голову… он чиркнул спичкой… вскочил и торопливо отбежал в сторону».

Вопросы:

— Как вел себя Димка? О чем говорит эпитет «маленький»? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести?

Всегда ли эпитет — украшение?

— Считаете ли вы Димку предателем? А автор?

Словесный ряд 2. Чувства и поступки Ленки

«…Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру… Я замерла — ждала в последний раз… Я не выдержала и закричала… Они подтащили меня к огню…

Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня… Я закричала… Я бросилась к костру… Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело.

Я сильная стала».

Вопросы:

— Как средства художественной выразительности помогают понять авторскую идею?

— Что такое унижение?

— Какие произведения русской литературы, где описаны подобные ситуации, вы читали?

— Было ли так, чтобы унижали тебя? Как нужно вести себя в такой ситуации? А было ли так, чтобы унижал ты?

Что ты испытывал после этого?

— Как заканчивается повесть? О чем задумались вы, читая ее? Что потерял город с отъездом Бессольцевых?

Учитель. Да, Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей.

Автор просто зовет читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое. Прочитаем Заключительные слова и подумаем над ними.

В качестве домашнего задания Предлагается сочинение на одну из трех тем: по повести , свободная и по кинофильму Р. Быкова «Чучело», просмотр которого желателен после изучения произведения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Повесть Владимира Железникова»Чучело»