«Поэтический дневник любви» . Лирика Ахматовой
Лирика Ахматовой выросла, как она сама признавалась, из поэзии Пушкина, Баратынского, Тютчева. Но она шла в поэзии своим путем, никому не подражая. У нее был свой собственный, ни на кого не похожий Поэтический голос и своя собственная тема. Практически все стихотворения ее первых книг написаны о Любви и написаны достаточно нетрадиционно для того времени.
Непривычно воспринималось то, что о Любви говорит не мужчина, а женщина, ведь в классической поэзии XIX века было принято, что именно мужчина объясняется в Любви женщине, а не наоборот. Ахматову
Это как бы Дневник женской души, где поэтесса передает все оттенки чувств и любовных ощущений своей лирической героини.
Я не плачу и не жалуюсь, Мне счастливой не бывать, Не целуй меня, усталую,- Смерть придет поцеловать.
Для стихов Ахматовой характерна особая задушевность и интимность. Переживания героини, перемены ее настроений выражаются не только через поэтические образы, но и через предметы реального мира.
Дверь
Круг от лампы желтый… Шорохам внимаю. Отчего ушел ты?
Я не понимаю…
Любовная лирика Анны Андреевны необычайно ярка и насыщенна эмоционально. Это Поэтический дневник Ахматовой, история ее Любви к поэту Николаю Гумилеву. Их непростые отношения стали главной темой многих стихов поэтессы.
Она как бы ведет с ним постоянный диалог.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
Но чаще это все же был не диалог, а монолог, потому что далеко не всегда любовь Ахматовой встречала взаимность.
Ты письмо мое, милый, не комкай, До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути.
Героиня Ахматовой не может жить без Любви ; это основа ее бытия. И пусть любовь подчас бывает тяжким грузом и даже непереносимым испытанием, но все же лучше жить с такой любовью, чем вообще без нее. «Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь»,- призывает в своих стихах поэтесса. Стихотворения Ахматовой подкупают своей искренностью, простотой формы и мудростью содержания.
Они стали признанными образцами любовной лирики и вместе со стихотворениями Пушкина, Тютчева, Фета заняли свое почетное место среди шедевров русской поэзии.