Конспект урока по географии «Температура воздуха. Суточные колебания температуры» 6 класс
Аннотация представляемого материала.
На конкурс предоставляю конспект урока по географии для 6 класса по теме: Температура воздуха. Суточные колебания температуры. Также прилагаю презентацию к этому уроку с использованием мультимедиа компонентов.
В работе содержится методическая записка к уроку, описание мультимедиа компонента урока, указываю список используемых ресурсов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Температура воздуха. Суточные колебания температуры.
ФИО | Петросова Елена Васильевна | |
2. | Место | МБОУ Сохрановская СОШ |
3. | Должность | Учитель химии, географии |
4. | Предмет | География |
5. | Класс | 6 |
6. | Тема и номер урока в теме | Температура воздуха. Суточные колебания температуры, № 2 в теме Атмосфера |
7. | Базовый учебник | Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География начальный курс. |
8. Цели урока:
Создание условий для формирования представления учащихся о суточном ходе температур
Формирование географической культуры путем внедрения в урок дополнительных материалов.
Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме, составления и анализа графиков хода температуры.
9. Задачи:
Предметные:
Познакомить учащихся с особенностями температуры воздуха;
Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха, причины изменения суточного хода температур воздуха;
Отработать умение учащихся измерять температуру тела, строить графики хода температур, вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;
Метапредметные:
Умение использовать для познания окружающего мира различные методы ;
Умение разделять процессы на этапы, шаги;
Умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
Умение исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их;
Умение поиска и устранения причин возникших трудностей;
Умение использовать различные виды чтения ;
Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая ресурсы Интернет;
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге ;
Умение делать обобщения и выводы;
Умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
Владение умениями совместной деятельности, согласования и координации деятельности с другими ее участниками;
Владение навыками само — и взаимоконтроля, само — и взаимооценки;
Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
Личностные:
Способность иметь и отстаивать собственное мнение, быть уверенным в себе;
Умение быть толерантным в коллективных формах работы;
Уверенность во взаимоотношениях с людьми;
Организованность, самостоятельность, ответственность;
Обеспечение более широкого представления о предмете
География
.
10. Тип урока: Комбинированный.
Технология
Развитие критического мышления через чтение и письмо
.
11. Формы работы обучающихся: индивидуальная работа, работа в команде, групповой
Мозговой штурм
, практическое занятие, работа с использованием ИКТ , прием
кластер
.
12. Необходимое техническое оборудование : Персональные компьютеры, компьютер учителя, проектор, электронные термометры, демонстрационный ртутный и спиртовой термометр.
13. Структура и ход урока — таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 | Организация начала занятия. | Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, готовит обучающихся к работе на занятии. | Приветствуют учителя, быстро включаются в деловой ритм при полной готовности класса и оборудования. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания. | Устанавливает правильность и объемность выполнения домашнего задания всеми обучающимися. Предлагает решить задачу Проверяет совместно с обучающимися работающего у доски. Предлагает поиграть в игру Что за Цифра? Предлагает поиграть в игру Кодовое слово | Сопоставляют правильность выполнения домашнего задания и корректируют пробелы при оптимальном сочетании контроля и самоконтроля. Один из обучающихся на срытой доске решает самостоятельно у доски, остальные в тетради. Проводят взаимопроверку. Учащиеся отвечают на вопрос: Какую информацию содержит каждая цифра? . Учащиеся работают с терминами. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
№ | Подготовка к основному этапу занятия: — стадия вызова Организация усвоения учебного материала. — стадия реализации смысла Этап урока | Тема скрыта на доске. Учитель задает обучающимся загадку . Совместно с обучающимися определяет тему, цели и задачи урока . Учитель проводит вызов имеющихся знаний у обучающихся по теме: Температура воздуха , для сохранения интереса к теме при работе с новой информацией. | Ребята высказывают варианты ответов. Групповая мозговая атака . Учащиеся высказывают ассоциации, которые фиксируются на доске. Используют прием кластер — составление и классификация известной информации. |
Учитель предлагает объединиться обучающимся в экспертные группы по5-6 человек и каждой группе самостоятельно прочитать различные тексты по теме урока. Текст № 1 §36 . Текст № 2 §36 . Текст № 3 §36 . Текст № 4 Дополнительный материал о влиянии температуры на живые организмы. Учитель предлагает каждой экспертной группе выступить с Отчетом по своей микротеме | Обучающиеся читают тексты, находят и выписывают из текста ответы на поставленные вопросы, используя прием дневника . 1команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, как нагревается воздух. Отчего зависят суточные колебания температуры воздуха; 2 команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, как и какими приборами происходит измерение температуры воздуха; 3 команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, что такое средняя суточная температура, как ее найти. Что такое суточная амплитуда температуры воздуха, как ее найти; 4 команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, как температура влияет на жизнь растений, животных и человека. Обучающиеся внимательно выслушивают отчет каждой группы . | ||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Учитель предлагает просмотреть слайды по теме 17, 18-19, . | Осмысливают, запоминают, воспроизводят, отвечают на вопросы учителя. | ||
Учитель рекомендует выполнить Физкультминутку ( Слайд 20, по щелчку или открыть файл Физминутка — Ель С помощью KMP Плеера). | Ребята выполняют физические упражнения | ||
Отработка учебного материала. | Предлагает обучающимся выполнить лабораторную работу. Измерить температуру воздуха в классе; тела в разных участках спиртовыми, ртутными и электронными термометрами . Зафиксировать данные в таблице, . . | Работают самостоятельно выполняют задание, отвечают на вопросы к работе. Заполняют таблицы | |
6 | Закрепление знаний и способов действий. | Предлагает выполнить упражнение найти амплитуду и среднюю температуру . Проверка данного задания. Предлагает построить график суточного хода температуры по данным упражнения 3 с помощью компьютерной программы MicrosoftOfficeExcel 2007 . Предлагает выполнить работу, используя прием Верите ли вы? . Используя ЭОР Умная таблица , учитель просит заполнить ее и дать рекомендации по форме одежды на следующий день и т. д. | Самостоятельно выполняют контрольные задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Обучающиеся строят графики суточного хода температуры, работая с компьютером. Обучающиеся выполняют задания, отвечая да Или нет . Обучающиеся заполняют таблицу, в игровой форме дают рекомендации населению. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
7 | Подведение итогов занятия. | Совместно с учениками подводит итог урока, возвращает обучающихся к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, дает анализ и оценку успешности достижения цели, формулирует выводы и перспективу последующей работы . | Совместно с учителем подводят итог урока, формулируют выводы и перспективу последующей работы. Дополняют первоначальный кластер |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Формулирует дифференцированное домашнее задание, дает необходимые пояснения по его выполнению. Предлагает выполнить по желанию творческую работу: приготовить презентацию об истории создания термометра, Влиянии температуры на живые организмы и др. | Записывают домашнее задание. §36,упр. 4 стр111, творческая работа. |
10 | Предлагает высказать свое мнение об уроке, передать настроение, сложившееся в ходе урока . | Обучающиеся высказывают свое отношение, выбирают один из предложенных смайликов и крепят на пирамиде достижений. |
Прием дневника.
Краткие комментарии | Вопросы учителю |
.
Приложение 1
Влияние температуры на живые организмы.
Температура на суше может меняться в разных районах земного шара от +50 °С до -50 °С, редко достигая и более высоких или низких значений, например днем в пустынях или зимой в некоторых областях Восточной Сибири, Арктики и Антарктики. Температура воды в Мировом океане как правило находится в интервале от +2°С до +27 °С. Соответственно большинство растений и животных способны существовать в условиях довольно узкого диапазона температур.
Однако отдельные виды бактерий могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре выше +80 °С. Другие организмы способны переживать существенные изменения температуры, находясь в состоянии покоя или анабиоза. Например, споры микроорганизмов выдерживают охлаждение до -200 °С.
Различают животные организмы с постоянной температурой тела и с непостоянной температурой тела .
Для защиты от переохлаждения и перегрева организмы выработали определенные приспособления. Например, с наступлением зимы растения переходят в состояние зимнего покоя. Многие животные при температуре 2-4°С впадают в спячку. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию.
В жаркое время года, наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.
Способность к поддержанию постоянной температуры тела у птиц и млекопитающих связана с интенсивным обменом веществ, который, в свою очередь, возможен благодаря четырехкамерному сердцу и полному разделению артериального и венозного кровотоков. От потери тепла птиц и млекопитающих защищает перьевой или волосяной покров. Те виды, которые обитают в условиях постоянно жаркого климата, имеют специальные приспособления для рассеивания тепла.
Например, у слонов большая ушная раковина, которая выполняет функцию теплообменника.
Благодаря поддержанию постоянной температуры тела птицы и звери могут сохранять активность при резких перепадах температур и обитают почти во всех районах земного шара.