«Стенька Разин», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Этот ранний рассказ, опубликованный в 1962 г., открывает галерею портретов и образов Степана Разина в творчестве Шукшина и по сути является декларацией его главного замысла — романа «Я пришел дать вам волю», завершенного в 1969 г. Используя классификацию самого Шукшина, этот рассказ точно можно отнести к «рассказам-характерам», но в нем писателя интересует не столько сам образ Разина, сколько автобиографический образ художника из народа, которому судьба и характер Стеньки не дают покоя.
Герои рассказа
В
Сюжет и композиция
Васека не может удержаться ни на какой работе, и когда, бросив очередную, с независимым видом шагает по селу, народ вслед ему вздыхает: «Куклы пошел делать».
Когда через две недели очередной своей работы — в кузнице — Васека заявляет старому кузнецу: «Все. Пошел», — тот с искренним непониманием спрашивает: «Почему?» Васека не может делать работу без души. Но,
Но кузнец продолжает его бранить — теперь уже за то, что Васека называет себя талантливым. «А где твоя работа сделанная?» Васека приносит в кузницу куклу, но кузнец задает ему о куклах тот самый вопрос, какой пушкинская чернь задавала Поэту о его стихах: «Какая польза нам от них?» Васека «нервничал», но на этот раз не сробел: «Скоро Стеньку сделаю… поглядишь».
Так ровно на середине рассказа повествование приближается именно к тому, что вынесено в заглавие, т. е. по определению к самому важному: интрига завязалась, и действие в его развитии приближается к кульминации. И это — обещание самого Шукшина самому себе и другу-читателю. «Сделать Стеньку» — и его заветная мечта, чаемый ответ на вопрос и о смысле, и о назначении искусства.
Васека называет себя самоучкой. Это правда, если говорить о ремесле куклореза. И это неправда: знать и любить русскую историю Васеку научил Вадим Захарович, а добиваться единственно верного и точного результата в работе — кузнец.
В ту ночь, когда Васека «делал» Стеньку, Захарыч остался у него ночевать — боялся пропустить рождение шедевра . И вот Васека будит его: сделал! Кукольная группа, выставленная на простом верстаке, изображала пленение Стеньки Разина. Это — кульминация и развязка: Сделал Стеньку! Увидев кукол, «Захарыч сел на лавку и заплакал горько и тихо. — Как они его… а! За что же они его?!
За что?.. Гады они такие, гады!»
Проблематика
Всю жизнь Шукшин мечтал снять фильм про Стеньку. Но куклы-актеры не зажили живою жизнью на экране под жестким резцом режиссера-кукловода: он умер, не успев даже приступить к съемке.
Из рассказа «Стенька Разин» мы знаем, что ключевая для автора сцена — предательство: как Стеньку схватили, чтоб выдать царю, свои же, казаки. В рассказе описание пленения Стеньки очень похоже на описание в романе. Так в рассказе: «…
Но чем-то ударили по голове тяжелым… Рухнул на колени грозный атаман… Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою.
Били по глазам».
Захарыч рыдает, Васека тоже плачет, потому что они чувствуют, как из Стеньки вышибают дух.
Стенькой увлек Васеку именно Захарыч, который тосковал без работы, поэтому приходил каждый вечер к Васеке, чтобы рассказывать русскую историю. Васека старика уважал. А вот в школе, видимо, не уважали — иначе с чего б ему, одинокому, без работы тосковать?
В сельских школах учителя всегда востребованы и на пенсию не уходят, если сами не хотят. Уволили за пьянство? Не складывается: » Последнее время начал попивать», т. е. явно уже на пенсии начал, от безделья, отчаянья и одиночества. У Шукшина все сказано недвусмысленно, надо только внимательно читать.
Чем-то иным Вадим Захарович вызвал недоверие советской школы, хотя и подход его совершенно «классовый».
Не понимали ведь и Шукшина: на что ему дался этот Стенька, мало ли тем для творчества? Но в подлинном творчестве, по словам Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба», а «почва и судьба» Шукшина в русской истории, видимо, именно таковы.
Стилистические особенности
Основной повествовательный прием в этом рассказе — опережающий сигнал. Суть его в следующем: ключевое слово-сигнал дается в таком контексте, где смысл его пока непонятен, и это заставляет слушателя задаваться вопросом. Например, люди говорят о Васеке: «Куклы пошел делать», и читатель поневоле спросит: «Какие куклы?» Или другой пример.
На недоумение кузнеца, почему Васека не показывает людям своей работы, тот отвечает: «Они не понимают. Один Захарыч понимает» — и у читателя не может не возникнуть вопрос: «Кто такой Захарыч?» А, как известно, смыслы — это ответы на вопросы: если у слушателя вопроса к рассказчику нет, то и рассказ вряд ли будет услышан.