Исконно русская мебель
Приложение к уроку
Для учителя
Еще совсем недавно, в 1960-1970-х годах прошлого столетия, почти в каждой деревенской избе стояли огромные старые сундуки, лари, горки, буфеты, а на полу были аккуратно постелены домотканые половики
Кое-где до сих пор сохранились прялки, расписные и резные, колесные и лопастные, берестяные и плетеные изделия. А на стол вечерами выставляли нестареющий тульский самовар, подле которого собирались все члены семьи и неторопливо пили ароматный горячий чай.
Таинственно
пахло травами, сушеным можжевельником и вереском, подвешенными к деревянным притолокам. Если среди суеты многоэтажного мегаполиса тот ушедший сказочный мир все еще дорог вам, наш рассказ о предметах русской традиционной мебели, несомненно, доставит вам удовольствие.Процесс изучения народного творчества начался не сегодня, он прошел долгий и непростой путь. Интерес к национальным традициям появился в разных странах еще в ХIХ веке, затронув не только материальную культуру, но и музыку, поэзию, танцы.
В России понятие народного искусства в полной мере сформировалось в 1860-1870-е годы, в эпоху правления Александра
III.
Именно тогда первые научные экспедиции, созданные географическим и антропологическим обществами, отправились в глубинку с целью собирания фольклора, изучения языческих верований и обрядов. Тогда же издаются первые народные песенники, а народная тема находит свое отражение в творчестве композиторов «Могучей кучки».Особое внимание исследователей привлекла славянская орнаментика, изучению которой они уделяли большое внимание. Результатом обращения к национальной культуре стало формирование в архитектуре псевдорусского стиля. История мебельного искусства этого периода ознаменовалась распространением так называемого «шутовского» кресла с подлокотниками в виде топоров.
Оригинал его был преподнесен мастером Шутовым в дар императору. В 1890-е годы и на рубеже веков традиционные мотивы русского народного искусства мы видим в резной мебели талашкинских и абрамцевских художественных мастерских.Необходимо отметить, что интерес к истокам народной культуры возник не только в России.
В североамериканских штатах сформировался стиль «кантри» , в Западной Европе — «фолк» . Очередной всплеск этих исканий в ХХ веке явился реакцией на жесткую урбанизацию мира, холодность, бездушность архитектуры и дизайна. Обращение к этническим традициям всегда было своеобразным отражением тоски по утраченным корням и выражало стремление людей к расширению горизонтов собственного бытия.