Жизнь и смерть Евгения Базарова
1 В русской литературе есть всего два романа, первостепенных героев которых зовут Евгений: «Евгений Онегин» и «Отцы и дети». Случайно ли это совпадение имен? Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а Роман Ленского с Ольгой кончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, если бы Ленский остался
Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль — нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль — дело чести. Вообще, для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действо обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы.
И еще: и Онегин, и Базаров вечно одиноки. Если предположить, что Тургенев обдуманно сделал все эти совпадения, то любопытно посмотреть различия между героями этих романов. Контраст создается уже самими фамилиями этих героев.
Мягкому, нежному имени
Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, более того вульгарная. С такой фамилией безусловно сочетается облик Базарова: красные руки, лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета» и так дальше. Интересно сравнить влияние Онегина и Базарова на жизнь окружающих. Скучающий Онегин старается существовать сам по себе, но тем не менее оставляет неизгладимый след в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский, из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги, на всю жизнь остается душевная рана у Татьяны.
Базаров же, наоборот, с реформаторским пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества.
Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти «мы» — так и остается непонятным: не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся следом за ним сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было.
Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след.
Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова: Толпой угрюмою и скорр позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа. Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Мертвость была в самой философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи.
Смерть была в нем самом, и недаром он умирает от трупного яда. Может быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: «Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой». Интересно, применял ли Базаров подобные «принсипы» как сказал бы Павел Петрович к самому себе?
Базаров вызывает симпатии, когда восстает против косностей тогдашней русской жизни прежде всего, в спорах с Павлом Петро — вичем, но противопоставляет он, по существу, еще большую косность, всеобщее выравнивание.
Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции — что тогда? Тургенев не нашел ответа на тот самый вопрос. На него ответила история: