Творческий путь А. А. Блока
Александр Александрович Блок — поразительное по своей глубине, таинственности и величию явление в русской поэзии ХХ века. Образы-символы, сокрытые в его поэзии многозначны и глубоки. Они сравнимы с многосложным шифром, не поддающимся расшифровке.
Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Бекетовы и Блоки — материнская и отцовская ветви рода поэта — оставили заметный след в российской истории, науке, культуре. Андрей Николаевич Бекетов, дед Александра Блока, был автором не только
С детства Александр, или Сашура, как его ласково называли с семье, был окружен неусыпным вниманием и заботами. В нем очень рано пробудилась страстная, непреодолимая тяга к поэзии и стихосложению. Юный Блок увлекался творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского.
Свои первые стихи он сочинил уже в пятилетнем возрасте. Однако серьезно заниматься поэзией Блок начинает после окончания гимназии
Ивановым и др. В начале XX века в атмосфере надвигающейся общественной бури серьезно меняется художественная позиция Блока. Поэт будто спускается с небес на землю, пристально вглядываясь в окружающую его «повседневность», жизнь «униженных и оскорбленных», в неблагополучный, полный контрастов, мир, где властвуют стихии.
Его новое видение отразилось в целом ряде книг, каждая из которых была событием — «Нечаянная Радость» , «Снежная маска» , «Земля в снегу» и «Ночные часы» . В это же время Блок создает цикл лирических драм — «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» , «Песня Судьбы» , «Роза и Крест» , а также серию публицистических и литературоведческих статей . Жизненный и творческий горизонт поэта значительно раздвинули его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды. Неизгладимое впечатление на поэта произвела Италия, чья древняя история отразилась в его великолепном итальянском поэтическом цикле. В 1910-1911 годах Блок плодотворно работает над изданием своего первого «Собрания стихотворений». В своей поэтической биографии он выделил три этапа, каждому из которых отвел одну книгу своей трилогии.
Накануне Первой Мировой войны Блок работает над поэмой «Возмездие» — глубоко-философским произведением. Однако завершить ее не удалось. Летом 1916 года Блок был призван в армию табельщиком одной из инженерно-строительных дружин и направлен на фронт. После Февральской революции тысяча девятисот семнадцатого года он возвращается в Петроград, где редактирует стенографические отчеты «Чрезвычайной следственной комиссии», проводившей допросы деятелей свергнутого царского правительства.
Блок не приветствовал падение самодержавия, однако вскоре он осознал, что революция еще не окончена и главный всплеск разбушевавшейся народной стихии еще впереди. До окончания Первой Мировой войны оставался еще год. Россия бурлила в котле все более и более нараставших противоречий, выплеснувшихся наружу в Октябре тысяча девятисот семнадцатого года. В течение всего тысяча девятисот семнадцатого года Блок не создал ни одного поэтического произведения. После Октябрьского переворота Блок словно поверил в «очистительную силу революции».
Он призывал слушать «музыку революции» — шум от падения старого мира. В это время поэт переживает необычайный творческий подъем. В течение января 1918 года он написал свои самые знаменитые произведения — статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Блок романтично верил, что революцией «задумано» «переделать все, изменить облик мира, очистить его от ветоши старого бытия.
Статью «Интеллигенция и революция» завершает знаковый призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Блок с интересом включился в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничал в горьковском издательстве «Всемирная литература», был председателем управления Большого драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем поэт неожиданно убеждается в том, что бюрократизм, пошлость не только не исчезли из окружающей жизни, но, напротив, торжествуют, возник даже новый вариант мещанства — комчванство. «Жизнь изменилась , — вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы «, — с горечью пишет в своем дневнике Блок. Есть версия, что в конце жизни Блок раскаивался в написании поэмы «Двенадцать» и даже отрекался от нее.
Неопровержимых доказательств тому нет. Однако известен ответ Блока, доказывающий обратное: «Я сейчас думаю так же, как думал, когда писал «Двенадцать», — ответил он однажды на провокационный вопрос. В другом разговоре он повторил: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».
Трагедию Александра Блока в послереволюционный период убедительно охарактеризовал видный русский литератор и публицист Р. И. Иванов-Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась — изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился».