Поэма Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре»
Материалы для подготовки к уроку
I. По следам Руставели .
Подлинник «Витязя в тигровой шкуре» утерян. Может быть, он превратился в пепел в то время, когда грозный Джалал-ад-дин в 1225 году сжег Тбилиси, или позже, при аутодафе христианских рукописей, устроенном монголами на площадях Тбилиси. Возможно, он был изорван в клочья во времена набегов персидских кизилбашей и турецких аскеров.
Многое было уничтожено и потеряно для Грузии в эти черные времена.
Самая древняя рукопись поэмы датирована 1646 годом.
А при изучении и раскопках
Через огонь веков пронес грузинский народ свое любимое творение — поэму «Витязь в тигровой шкуре».
Характерно, что в неприступных горах Грузии были и есть люди, которые знают наизусть все полторы тысячи строф поэмы Руставели. Знаменательно и то, что самым ценным приданым для невест на протяжении многих веков считался «Витязь в тигровой шкуре». Каждый грузин вместе со Святым Писанием клал
Иностранные путешественники считали даже, что у грузин два бога — Христос и Руставели.
«Витязь в тигровой шкуре» впервые был напечатан и издан в 1712 году по инициативе и под редакцией основателя грузинской типографии царя Вахтанга VI.
Из переводов на русский язык наиболее известны переводы Константина Бальмонта , Г. Цагарели , П. Петренко . В 1941 году был издан новый перевод поэмы на русский язык, принадлежащий академику Шалве Нуцубидзе. На протяжении ряда лет над переводом работал поэт Николай Заболоцкий. Одним из лучших переводов «Витязя в тигровой шкуре» считается украинский, принадлежащий Миколе Бажану.
А вообще поэма переведена на 40 языков мира.
Известный исландский писатель Хадльдоур Лакснесс писал: «Хотя и не знаю грузинского языка и читал и изучал бессмертного «Витязя в тигровой шкуре» на французском языке, но я все же понял и почувствовал в нем не только чарующий героизм эпохи, но и замечательную победу извечных ценностей народной мудрости, верности, дружбы, замечательной любви. Поэтому близка поэма Руставели народам различных эпох, близка и нам».
Французский писатель Луи Арагон назвал творение Руставели одним из шедевров мировой поэзии: «»Витязь в тигровой шкуре» — самое замечательное творение средневековья. В отличие от больших поэм Западной Европы той же эпохи, она свободна от всякой мистики и, подобно творениям эпохи Возрождения, стоит выше христианского учения…
Грузия породила своего Данте тогда, когда мы еле достигли Кретьена де Труа».
II. «И через семь веков ищу заветный след…»
1. Прочитав, задумайся:
— Что воспевает Руставели? — Какие события описаны автором? — Где происходит действие? — «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» — как главная идея поэмы прошла через сюжет? — «Трем воителям-героям в песне должное воздам» — как выразился идеал человека в образе этих героев?
2. Выбери для чтения наизусть:
— воцарение Тамар ; — письмо Нестан ; — молитва Автандила перед отъездом; — Автандил в поисках Тариэла ; — совет витязей у крепости Каджети; — взятие Каджети; — гимн любви Автандила; — рассказ Тариэла о том, как он убил льва и тигрицу.
3. Расскажи о любимом герое:
— о любви Нестан-Дареджан и Тариэла; — о любви Тинатин и Автандила; — о чистой дружбе юноши и девушки — Тариэла и Асмат; — о самоотверженной верности в дружбе трех юношей-героев; — о легкомысленной Фатьме-ханум.
4. Сюжет поэмы:
— в прологе и заключении поэт просит сочувствия Тариэлу; — два основных мотива — любовь и дружба; — приключения двух блистательных пар сливаются друг с другом; — события в Аравии; — трагедия в Индии; — повесть о любви Тинатин и Автандила; — история Нестан и Тариэла ; — встреча Тариэла и Фридона; — авантюрное путешествие Автандила и его интрижка с Фатьмой-ханум; — кульминация — взятие Каджетской крепости и освобождение Нестан; — после триумфального путешествия герои возвращаются в свои страны; — друзья и в дальнейшем не забывают друг друга, и это единение стало основой могущества их государств.
5. Поэтика Руставели.
Создание подлинно поэтического произведения автор «Витязя в тигровой шкуре» считает героическим подвигом. В прологе поэмы, излагая свое поэтическое кредо, Руставели последовательно касается таких понятий, как мудрость, рыцарская любовь, сердце, искусство. Подлинный стихотворец создает широкое эпическое полотно.
Руставели требует от стихотворца ясного выражения мысли: «Эти песни нам любезны, если красит ясность их».
Для Руставели характерна отточенная поэтическая речь с развитой системой метафор, эпитетов, гипербол, так называемая «тропика света».
Один из наиболее распространенных образов поэмы — образ розы. Роза, эта царица цветов, — символ красоты, любви и чистоты, а шипы — напоминание о трудностях, встающих на пути любви.
Основной пафос поэмы — идея твердости в невзгодах и обретения счастья путем борьбы, трудов, испытаний — блестяще выражен в строках:
Розу спрашивали: «Кем ты столь прекрасной взращена,
И зачем шипами ранишь?» Так ответила она:
«Горечь сладкому научит. Редким — редкая цена.
Красота утратит прелесть, если будет всем дана».
Однако тот же образ Руставели использует и в юмористическом плане, когда речь идет о любовном стремлении Фатьмы к Автандилу: «Рядом с розой и ворона хочет щелкать соловьем».
На астральной символике основан эпизод молитвы Автандила, с которой он обращается к небесным светилам, отправляясь в чужие страны. Поэту известно астрологическое значение каждого из этих светил, и с ними связывает он чувства и переживания Автандила.
Одухотворение светил создает эстетическое восприятие красоты природы. Руставели делает природу соучастницей человеческой судьбы; молитва Автандила предстает как космическая песнь, существующая вне времени и пространства.
Поэтическая выразительность стиля Руставели достигается широким использованием метафор и перифраз, общепринятых в то время: глаза — чернильные озера, ресницы — гишер , прекрасное лицо или ланиты — хрусталь и роза, рубинового цвета губы — пурпур, зубы — жемчужины и тому подобное.
Отдельные метафорические образы проходят сквозь всю поэму и играют определенную роль в развитии сюжета. Один из таких образов — метафора тигрицы, перерастающая в образ-символ Нестан. Разъяренная Нестан сравнивается с тигрицей: «Так над бездною тигрица огневзорая лежит». Этот образ навсегда запечатлен в сознании Тариэла.
Он носит одежду из барсовой шкуры, а встретив во время своих скитаний тигрицу, которая сперва предается любовным ласкам, а затем насмерть дерется со львом, почти обезумевший от любви и горя, видит в ней свою возлюбленную и даже рвется поцеловать ее. И в названии поэмы нетрудно заметить подобное же осмысление метафорического образа.
Поэма изобилует эпитетами, часто основанными на гиперболизации; сравнения говорят об определенной близости поэмы к истокам народного творчества:
Этих витязей отважных с горным я сравню потоком: После яростного ливня мчит в ущелье он глубоком, И ревет он, и грохочет, и, уже незримый оком, Успокоенный, смолкает только на море широком.
Для стиля Руставели характерна афористическая форма выражения мысли. Чаще всего афоризм помещен в заключительной, четвертой строке катрена и представляет собой своеобразный логический вывод из рассуждения, представленного в предыдущих строках.
Обилие глаголов в поэтической речи Руставели придает повествованию динамический характер.
Наконец, нужно сказать о стихотворном размере поэмы. Руставели написал всю поэму размером, известным в Грузии под названием «шаири» . Шаири — шестнадцатисложный стих, возник в древнейшую эпоху . Строфа классического шаири состоит из четырех строк, зарифмованных на одно и то же окончание .
Руставели обогатил грузинскую поэтическую культуру множеством совершенно новых, оригинальных рифм.
Есть в поэзии теченье слов премудрых и святых, Счастлив, кто благоговейно высоту ее постиг. Весь простор могучих мыслей заключает краткий стих. Тем прекрасна речь поэта, тем отлична от иных.
В оформлении статьи использована иллюстрация Тамары Абакелиа.