Подготовка к сочинению

Вас еще не мучил вопрос: почему школьникам, даже выпускникам, так трудно писать «парадное» сочинение? Почему даже в «части С» экзаменационной работы по русскому языку ребята так упорно не хотят придерживаться четкой схемы: проблема — комментарий — мнение автора — собственная позиция — аргументы? Ну что тут сложного?

Но нет!

Неслабые, неглупые ученики так и рвутся сломать эту схему, высказаться не по правилам и потерять драгоценные баллы. И почему те же «дети», став студентами, запросто создают рефераты и курсовые,

хотя никто их уже не учит писать? На эти мрачные вопросы у меня нашелся всего один ответ. Крайне неутешительный: мы ломимся против природы, против пресловутых «возрастных особенностей».

Даже выпускники в свои семнадцать лет в душе еще настолько подростки, что им важнее высказаться — по-своему, против всех правил и схем, — чем даже набрать высокий балл. Как это ни дико, ни нелепо — не могут они еще стать расчетливыми прагматиками. Это для нас с вами написать нечто по готовому плану — самое простое и милое дело. А для них — цинизм, предательство по отношению к себе. Что бы ни говорили о «нынешней молодежи»,

ребятам претит молчалинская «умеренность и аккуратность» . Чуть позже они станут взрослыми и прагматичными.

Но нет у них в запасе тех двух лет, которые нужны для окончания стилистической «линьки». И в обозримом будущем никто из отвечающих за «итоговую аттестацию», похоже, не собирается решать эту проблему. А значит, экзаменационную работу по-прежнему придется писать в самый неподходящий для ребят момент, когда у них буквально ломается голос — письменный.

Так было всегда. Недаром же репетиторы безжалостно заставляют своих подопечных петь с чужого голоса, писать чужими словами, по чужим схемам, шаблонными готовыми блоками, в якобы научном стиле… Пусть лучше ученики повторяют, как попугаи, слова репетитора, чем рискнут подбирать свои — и не сумеют в стрессовой ситуации экзамена. Отменив вступительное сочинение, Мин­обрнауки, возможно, надеялось искоренить эту практику: классические темы и вопросы КИМов все же во многом различаются.

Однако отменить ломку стиля, которая настигает ребят как раз на выпуске, оно не в силах.

Что ж, наше дело — научить и «пишущих», и «непишущих» парадному сочинению, честно объяснив им правила игры: пишем не «от души», а «от ума». А «от ума» способен написать нечто толковое и тот, кто не родился с даром слова. Это тяжелая работа, и если кто-то знает более простые способы научить писать — пусть поделится!

Я же могу дать только те советы, которые «работают» в моих классах.

Хорошее «парадное» сочинение без черновика и правки не напишешь. «Первый текст» — это не текст. Писатели средней руки и те публикуют 4-5-й текст . Не говоря уже о муках тех, кто создает шедевры, — те черновиков не считают. Однако переписывать работу по многу раз мы тоже не станем. Чтобы максимально облегчить себе работу, возьмем тетрадь в клеточку, повернем ее на 90 градусов, широкой стороной к себе, и проведем очень большие поля — примерно на треть страницы.

А писать на образовавшемся широком поле мы будем через строчку.

Зачем такие поля? Во-первых, чтобы добавить недостающие мысли. Во-вторых, чтобы переписать неудачный фрагмент . Зачем через строчку?

Для исправления мелких речевых и прочих ошибок. Вообще-то можно просто писать с одной стороны листа , но детям почему-то интересней с переворотом и необычными полями. А все, что интересно, увеличивает КПД — это школьная аксиома. Таким образом, мы подготовили «беловик» и «повысили мотивацию».

Можно переходить к составлению плана.

Для первого «регулярного» Сочинения мы берем какую-нибудь «скучную» тему и составляем план вместе. Для этого доска делится вертикальной чертой на две половины, и так же делится лист в рабочих тетрадях. На одной половине доски/листа фиксируем все, что класс предлагает включить в сочинение.

Без всякого порядка, по мере поступления идей. Когда идеи иссякнут, переходим на другую сторону и составляем из них план: что сказать во вступлении? Когда обязательно нужно «представить» Митрофана ? В каком порядке лучше «подать» Митрофановы свойства и методы воспитания, которые сделали его таким?

Что сказать в заключении?

Когда план будет составлен, нужно заметить, что нам пришлось добавить кое-что к первоначально записанным идеям, чтобы работа стала стройной. Все это обязательно нужно уложить в урок и дать Домашнее задание: написать черновик сочинения. Нет, не в заветной тетради в клеточку, а на чем хотите.

Набело будем переписывать в классе, два урока , но ни минутой больше. А как будем переписывать — об этом в другой раз.

Оксана Смирнова, Учитель русского языка и литературы Московской «Традиционной гимназии»
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Подготовка к сочинению