Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра

Литературные и философские работы Сартра, начиная с Романа “Тошнота” , пронизаны идеями Экзистенциализма. Само философское направление возникло в начале XX века. В его основе было понятие “экзистенция” – весь набор страстей, которые наполняют внутренний мир человека, его существование.

Чтобы эту “экзистенцию” в себе почувствовать, человеку необходимо испытать “пограничную ситуацию” между жизнью и смертью. Так считали философы данного толка.

Однако многие критики течения утверждают, что в чистом виде экзистенциализм

никогда не существовал. По сути – он противоречит себе самому. Ведь “экзистенция” присуща каждому субъекту, а, следовательно, по своей природе неповторима. Отдельно взятый индивид не похож на другого.

Этот конфликт с самим собой Сартр и пытался преодолеть всю свою творческую жизнь. Его примирительная позиция была четко очерчена в докладе “Экзистенциализм – это гуманизм”. Здесь французский мыслитель попытался обобщить главные постулаты своих предтеч по философскому направлению.

Гуманность экзистенциализма по Сартру, прежде всего, заключается в том, что это учение не рассматривает

человека как объект, следовательно, не ставит его в один ряд с неодушевленными предметами. По убеждению Сартра, человек не поддается определению по той простой причине, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком же он становится, проходя жизненную дистанцию и набивая шишки на тернистом пути. При этом “творит себя сам” с помощью таких инструментов, как желание и воля.

Это Сартр называл субъективностью, благодаря которой, человек и возвышается над остальной природой. Французский мыслитель был атеистом, поэтому лозунг “Человек – царь природы” нисколько ему не чужд.

Свою сущность человек разумный приобретает только в процессе жизни, а потому и несет полную ответственность за “бесцельно прожитые годы”.

Очень ярко и образно эту идею Сартр доносит нам как писатель. Только в отличие от философских работ, в его литературных произведениях опытными полигонами являются мораль и политика. Уже в “Тошноте” писатель стремится убедительно доказать, что мир не наполнен смыслом, а наше “Я” просто бесцельно.

Лишь через акт сознания и выбора, “Я” способно придать миру значение и ценность.

Примечательны также новеллы в сборнике Сартра “Стена” , в которых писатель показал различные ограничения экзистенциальной свободы человека. Стена – это смертельный приговор, который лишает героев новеллы права на свободу, превращает их в “мертвые вещи”. Герой новеллы “Комната” Пьер даже и не пытается что-либо предпринимать.

У него лишь одно желание – отгородиться, запереться от мира мещан в прямоугольной полутьме своей комнаты. В новелле “Интимность” свобода не в силах прорвать порочный круг плотских утех. Отчуждение происходит на уровне постели, где от любви до ненависти один шаг.

Свободу женщины здесь полностью ограничивает “сильный” мужчина.

Исходные постулаты мировоззрения Сартра не дали ему возможности выйти за рамки позитивизма и субъективности. Даже в своей поздней философской работе “Критика диалектического разума” философу не удалось примирить, не выходящий за пределы естественных наук, “позитивистский разум” с единственно достойным “разумом диалектическим”, который способен не только понимать, но и предугадывать.

Что касается морали, то здесь французский мыслитель также не смог преодолеть свой индивидуализм. Превознося свободу человека, Сартр так и не дал четкого ответа на вопрос: что же с этой свободой делать?




Блок о октябрьской революции.
Сейчас вы читаете: Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра