Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта — это залог осознания всего его творческого мира.
Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики. Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова — резкое отрицание существующей
действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание . Главный образ темы отрицания — образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота . В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы — на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности . Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности , 1840; «Выхожу один я на дорогу…», 1841). Мысли поэта о современном ему обществе
преломляются в теме судьбы молодого поколения . Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей . Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой — источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни . Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания . Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность — центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его , 1829; «Небо и звезды», 1831; «Земля и небо», 1831; «Когда б в покорности незнанья…», 1831; «Ангел», 1831; «Мой дом», 1831; «Бой», 1832). Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — , 1831; «Св.
Елена», 1831;»Нет, я не Байрон; я другой…», 1832; «Воздушный корабль», 1840; «Последнее новоселье», 1841; «Пророк», 1841). Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы — мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях , 1837; «Журналист, Читатель и Писатель», 1840; «Пророк», 1841).