О смысле повести Пушкина «ГРОБОВЩИК»

Пушкинская проза представлена в современных программах в школе широко. Наряду с хрестоматийными «Капитанской дочкой», «Дубровским», «Пиковой Дамой» включены в изучение и «Повести Белкина». Нет возможности подробно остановиться на истории их читательского и критического восприятия, но тем не менее нельзя не отметить весьма характерный момент. Даже при беглом взгляде обнаружится весьма своеобразная временная последовательность включения пушкинских повестей в круг читательского восприятия. Наиболее активно изучались

и изучаются в школе чаще всего три, да еще автономно взятые: «Станционный смотритель», «Выстрел» и «Метель».

На уроке, ограничиваясь разговором об отдельных произведениях, вольно или невольно учитель и весь цикл сводил к их содержанию и смыслу, подчас лишь упоминая остальные. Иногда «Выстрел» заменялся другой повестью цикла — «Барышней-крестьянкой». Что же касается «Гробовщика», то он оказался наиболее закрытым для школьного изучения произведением и в результате гораздо менее «прочитанным». Серьезной объективной причиной «отторжения» пятой повести от изучения в школе всего

цикла является трудность ее восприятия.

Еще Л. Н. Толстой чрезвычайно точно подметил, занимаясь с яснополянскими учениками, бросающиеся в глаза и трудные для непосредственного восприятия черты прочитанного ими «Гробовщика»: «несерьезное отношение автора к лицам»; «шуточные характеристики»; «недосказанность».

Что же делать? Можно ли говорить о концептуальном изучении «Повестей Белкина», игнорируя повесть «Гробовщик»? Создавая пять чрезвычайно не сходных повестей, Пушкин объединил их в цикл, обнаружив тем самым их целостность, близость по духу.

«Гробовщик» был написан первым , тем самым задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между «Метелью» и «Станционным смотрителем». Таким образом, возникает вопрос о творческой логике движения авторской мысли, которую невозможно постичь без включения в школьное изучение повести «Гробовщик».

При чтении произведения те или иные образы, особенно при чтении с перерывами, обычно вызывают у читателя определенные мысли — такие мысли закономерны и не убивают эмоциональности восприятия. Попросим учащихся фиксировать вопросы, возникающие по ходу самостоятельного знакомства с текстом, в левую колонку тетради. А в правую записывать свои варианты ответов, если таковые появились при дальнейшем чтении. Трудный для восприятия художественный текст просто нуждается в такой работе.

Система домашних заданий должна быть построена так, чтобы основной блок готовился к уроку, а не после урока, чтобы ученики учились сами задавать вопросы и искать в тексте ответы, чтобы учитель заранее проанализировал письменные работы и на их основе строил работу по анализу художественного произведения на уроке. Сопереживание углубляется, когда то, чем заинтересовались учащиеся самостоятельно, получает на уроке дальнейшее развитие. Тогда знания становятся необходимыми самим учащимся и рождают новые вопросы.

Один ученик без специальной подготовки начнет на уроке разговор о главном герое. Не страшно, если при этом рассуждать о персонаже будет как о реальном человеке, с которым только что познакомился. При выявлении первоначального восприятия вполне обоснован наивно-реалистический подход.

Представьте литературного героя как вашего знакомого, вас познакомил с ним писатель, показав его в разных обстоятельствах и с разных сторон. Давайте теперь выскажемся о нем: каким вы себе его представляете? Чем он необычен или, наоборот, обычен? Почему Пушкин решил предложить читателям образ гробовщика Адрияна Прохорова?

В чем секрет этого персонажа?

— С какой целью, на ваш взгляд, представлен Пушкиным герой-гробовщик? То ли изучить представителя данной Профессии, то ли с целью развлечься, то ли вообще запечатлеть собственное невеселое авторское самочувствие в момент написания. Каково настроение повести?

Чем вносится мрачная нота в начало повествования?

Ведущим мотивом повествования является указание на мрачный характер Адрияна Прохорова, его угрюмость. Мрачная нота вносится и ремеслом персонажа. На нее же настраивает и эпиграф к повести.

У Пушкина эпиграфы всегда обладают особой организующей целое смысловой ролью. «Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной» — слова из державинского «Водопада».

Соотносим ли, на ваш взгляд, стиль эпиграфа с общим стилем повести? Высокое, торжественное звучание строк из Державина, их космическая философия, с одной стороны, и ничтожный фарс из жизни московского гробовщика — с другой. Контраст или сочетание?

Контрастом кажется высокий стиль эпиграфа на фоне начальной, нарочито сниженной фразы о поклаже гробовщика, взваленной на похоронные дроги. Явно, что смерть давно не вызывает у героя особых чувств. Ирония звучит и в описании вывески, «изображающей дородного Амура … с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат и починяются старые «». Является ли все это явным несоответствием эпиграфу?

Может быть, автор намеренно ставит своего «низкого» героя лицом к лицу с вечными вопросами бытия? Ведь они стоят не перед избранными, а перед любым смертным. Как человек понимает свое назначение в жизни?

Интересует ли его смысл?

Гуманизм Пушкина раскрывается в том, что любой человек в мире является частью всеобщности и истинности мироздания. Автор повести «Гробовщик» предлагает в обыкновенном человеке увидеть нечто большее, значительное . Соединяя вселенский масштаб смерти в эпиграфе и бытовую, комическую историю с «мертвецами» в самой повести, Пушкин устанавливает систему отношений: жизнь-смерть, бытие-быт. Пушкин снова ставит перед читателями вопросы. В чем же смысл жизни?

Как достичь счастья, в чем оно заключается? Можно ли назвать героя «заурядным» человеком? О чем мечтает «простой» человек?

Таким образом, писатель, открывая читателям белкинский мир, словно распахивает двери, но не в лавочку похоронных дел мастера, а в русскую жизнь, в круг «вечных» вопросов и проблем.

Чтобы понять характер героя и его роль в идейной направленности повести, выберем отправную, четко обозначенную в тексте черту характера образа-персонажа и попробуем развить ее. «Мрачность» Прохорова является той художественной деталью, без которой невозможно осмысление повести.

Причины этой мрачности? Как она проявляется в повествовании? Что лежит в основе характера героя: торгашеский барыш , циничное отношение к миру и людям или что-то другое?

Что могло стать радостным событием для этого человека? Переезд на новое место долгожданный, но ни тени радости в ощущениях героя: «Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось».

Сказано как бы мимоходом. Но по сути перед нами ключ к внутреннему миру героя. В рукописи стояло первоначально «розового дома».

Какие ассоциации возникают в связи с этим цветом? Что хотел сказать автор заменой цвета? Желтый в спектре русской культуры, как считается, тяготеет к выражению негативно-отрицательных значений. Элегические воспоминания о «ветхой лачужке» тоже сигнал; не случайно еще более трудно объяснима дальнейшая реакция Адрияна: «чувствовал С удивлением Это свое безразличие».

Отсутствие радости — серьезный симптом внутреннего состояния человека. Но «удивление» этому обстоятельству — это уже начало реакции, которая могла повлечь за собой ряд серьезных изменений в отношении к жизни. Всегда ли стабильность жизни является залогом довольства и успешности?

Какой синоним можно подобрать здесь к слову «стабильность»? Неподвижность, неизменность быта — это своего рода небытие, возведенное в абсолют. «Мрачность» гробовщика — не просто атрибут профессии. Рядом с «мрачностью» в тексте присутствует «задумчивость»: герой «угрюм и задумчив», «по обыкновению… погружен в печальные размышления».

Возникает определенная цепочка переходов: Мрачный — Угрюмый — Хмурый — Задумчивый.

— В чем причина задумчивости героя? Чем недоволен он в жизни?

Сравним Адрияна Прохорова с другими персонажами повести. «Веселый» Шульц — антипод «мрачного» Адрияна. Почему мы берем ключевые слова в кавычки? Как следует понимать их в контексте произведения?

В «мрачности» Прохорова таится неудовлетворенность жизнью, зреющий, как мы далее увидим, протест. Создается следующая оппозиция: «мрачность-веселость» как «задумчивость-бездумие в отношении к жизни». Что же касается внешней стороны, то весело улыбающийся Шульц сидит за самоваром у Прохорова на фоне прислоненных к стенам гробов и невозмутимо пьет чай.

В повести есть еще один поименно означенный персонаж первого плана, функция которого при первоначальном восприятии неясна учащимся. Это будочник — чухонец Юрко. Вместе с Прохоровым и Шульцем он образует своеобразный смысловой «треугольник».

Противопоставлен он главному герою или, наоборот, соотнесен с ним? Великие события свершаются вокруг, идет жизнь первопрестольного града, а Юрко проводит дни при своей будке. Исторические события Москвы проходят мимо.

Эта выключенность из событий исторических, из жизни города — та же неизменность, ибо ничто не способно изменить его жизнь: он вечно рядом со своей будкой, как Адриян рядом с гробами.

Но чем отличаются герои? У Пушкина нет персонажей, дублирующих друг друга. Герои, как мы сказали, образуют «треугольник», то есть все они и сопоставимы и противопоставлены одновременно. Еще раз обратим внимание на то, что Адриян, в отличие от Юрко, которого все устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив.

У него возникает потребность видеть перспективу жизни, ее динамику, которая должна разрушить неизменность бытия, то есть обозначить смысл и значение дальнейшего существования. В таком случае приглашение к себе на новоселье мертвецов — это «бунт» Прохорова. «Чем ремесло мое не честнее прочих?» — «…разве гробовщик брат палачу?..» О чем здесь речь? О достоинстве человеческого существования, не меньше.

Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. Но сменяется как? Незаметно. В чем же смысл незаметности такого перехода?

Почему автору необходимо, чтобы читающий впервые это произведение до самой концовки не мог отличить явь от сна?

Самым ранним «эпиграфом» к болдинским творениям 1830 года явилось стихотворение «Бесы». Может быть, в нем мы найдем ключ к ответу на заданный вопрос?

— Есть ли в стихотворении ситуации на грани реальности и призрачности? Перед нами не просто конкретное изображение метели, описание событий — перед нами изображение внутреннего мира человека, где может быть то, что в реальной жизни невозможно.

Какова же роль фантастического в стихотворении о бесах и в повести о явлении мертвецов? Непонятное, неизведанное у Пушкина принадлежит не миру внешнему, а миру «внутреннего человека» и является еще одним ключом к пониманию характера образа-персонажа. Фантастика эта — и не фантастика как таковая, а прием изображения внутренней сущности, психологии, характера героя. Что является источником предполагаемой радости во сне Адрияна?

Адриян ждет «радостного события» — смерти выгодной клиентки, купчихи Трюхиной. Но, осуществившись во сне, желание не приносит ему радости, а становится просто бытовой деталью, повседневными хлопотами. Значит, выгода и нажива не являются определяющими компонентами в жизни героя. Следует обратить внимание еще на одну подробность, которая тоже ставит под сомнение стяжательство как главную черту персонажа. Не забывая собственной выгоды, Адриян, однако, не расхаживает подобно другим купцам на Разгуляе у Трюхиной, как ворон, почуявший мертвое тело.

То, что для купцов радость поживы, для Прохорова скорее обычные хлопоты гробовых дел мастера.

— Какой представлена его встреча с знакомцами-мертвецами? Какие чувства испытывает здесь герой? Каков смысл разговора со скелетом?

Каким становится пробуждение? С одной стороны, исчезает надежда и призрачная радость от выгодного заказа. Но на смену им неожиданно приходит… новая радость.

В чем она? Призрачная или настоящая? Это всплеск радости при свете солнца живой жизни.

«Мрачный» герой в начале повествования становится «обрадованным» в конце. А это уже динамика. «Ой ли! — Сказал обрадованный гробовщик… Ну, Коли так, Давай скорее чаю, Да позови дочерей». Несостоявшиеся похороны не вызывают ни досады, ни раздражения. В итоге — яркий мажорный всплеск.

Тем самым происходит опровержение исходной ситуации, отрицание неподвижности и безысходности существования. Значит, в основе характера человека вовсе не стяжательство, не циничное отношение к миру и людям. Скрытой доминантой повести оказывается острая потребность в радости.

Она несет в себе обозначение обязательности пробуждения человека к жизни, желания наслаждаться, быть полноценным участником бытия.

Почему это показано Пушкиным на истории жизни какого-то гробовщика? Пушкин подчеркивает, что стремление к радости жизни присуще любому человеку, что каждый в этом мире самодостаточен и достоин уважения. «Маленький» по социальному статусу человек вовсе не является таковым в плане духовном: и Адриян Прохоров, и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и другие герои Пушкина заявляют свое право на обыкновенное благополучие и достоинство, понимаемое и в прямом, более узком значении — ощущать себя человеком рядом с сильными мира сего, и в более широком — быть человеком в своих собственных глазах.

Изменится что-то в жизни гробовщика с момента пробуждения? Внешне, может быть, все останется как прежде, но вот «внутренне» герой уже другой. Слово «задумавшись» обозначает работу мысли, поиск смысла жизни. «Задумавшись», человек инстинктивно «предугадывает» иную, более интересную сторону бытия.

Пробудившись от кошмара, герой эту новую жизнь чувствует, он получает — впервые за много лет — радость от своего пребывания в мире, от общения с другими людьми.

Что же объединяет повесть «Гробовщик» с другими произведениями «белкинского» цикла? В конечном счете это вопрос, заключающий главную концептуальную идею Пушкина — о месте человека в жизни, о счастье, чести и достоинстве.

Как уже говорилось выше, следующей после «Гробовщика» явилась повесть «Станционный смотритель». Сопоставление героев и вопрос: в чем связь этих двух повестей? — может стать домашним заданием к следующему уроку.

При разнообразии тематики цикл «Повестей» наделен единым смыслом. Уже в первой повести цикла «Гробовщике» — утверждается мысль, что жизнь самого маленького человека, в чем-то даже изгоя среди собратьев-ремесленников, может быть дана на фоне космического бытия . Вопрос о жизни и смерти человека, о ценности жизни поставлен Пушкиным масштабно и глубоко и в «Выстреле», и в «Метели», и в «Станционном смотрителе», и в «Барышне-крестьянке».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: О смысле повести Пушкина «ГРОБОВЩИК»