«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…»

Тема любви в творчестве А. И. Куприна. По рассказу «Гранатовый браслет»

Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А. И. Куприне — мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства — литературу, музыку.

Любовь всесильна: нет на земле

ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслаждения служить ей. В. Шекспир

Ход урока

I. Вступление

Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет Вильяма Шекспира.

Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва

ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель. Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.

Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждет? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Любовь — одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, — писал Л. Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо».

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

II. Беседа по содержанию рассказа

— О чем произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

— Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

— Как автор выявляет это душевное состояние Веры?

— Прочитайте описание осеннего сада . Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

— Что же можно сказать о ее душе? Не страдает ли она от «сердечной недостаточности»?

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает ее родственников.

— Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

— Кто из гостей изображен с симпатией? Почему?

— Что же «счастливо-чудесное» произошло в день именин княгини Веры?

— Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову?

Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

— Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу?

Почему?

— Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

III. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…»

— Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

— Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием?

— Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: «В комнате пахло ладаном…»

— Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее?

— Случайна ли эта деталь? Каким предстает перед нами Желтков?

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л. И. Любимова, которой влюбленный в нее человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, «маленьким человеком», и ею — непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюбленный осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущенные муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращен, а Желтый поклялся более не писать.

Тем все и завершилось.

— Почему Куприн по-иному осмыслил «курьезный случай» и ввел в свой рассказ трагический финал?

— Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

— Почему Желтков «заставляет» Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

— Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

— В чем, по-вашему, состоит сила любви?

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

— Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

— Давайте найдем не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

— Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная «Желтков» и преувеличенно громкая, тройная «Мирза-Булат-Тугановский». Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

— Какова идея рассказа А. И. Куприна? В чем смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

IV. Заключение

К. Паустовский говорил, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал». Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

V. Домашнее задание

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову : «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…»