Научно-теоретические основы гимнастики
Научно-теоретические основы гимнастики
Спирин В. Н.
Преподаватель физической культуры
ГБОУ СПО ВО «Покровский
Педагогический колледж»
Научно-теоретические основы гимнастики
Спирин В. Н.
Преподаватель физической культуры
ГБОУ СПО ВО «Покровский
Педагогический колледж»
Гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, методы
Преподавания, область научных исследований.
Педагог в своей работе не может обходиться без систематического
Пополнения знаний, без постоянного совершенствования
Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу
Специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные,
Образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть
Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные
Гимнастические упражнения, методику их исполнения, музыкальное
Сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства
Восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям,
Тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их
Четко, доходчиво и эмоционально.
Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только
Хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно
Изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику
Гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию,
Физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-
Тренировочном и воспитательном процессе.
Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным искусством, с
Хореографией и театром. Эта связь была блестяще показана в 1980 г. на XXII
Летних Олимпийских играх в Москве, на Играх Доброй Воли в Москве и Санкт-Петербурге , на Всемирных юношеских играх в Москве .
Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием
Гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа.
Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к
Здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и воинской службе.
История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе
Общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В
Научной разработке теории и методики гимнастики большое значение имеет
Изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики,
Предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.
Методика преподавания гимнастики является частью методики
Физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания
Применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений.
Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий
Гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных
Нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки,
Классификационные программы и другие вопросы.
Самым плодотворным способом пополнения знаний, повышения
Педагогического мастерства является научная работа. Она может проводиться
По всем разделам гимнастики. Основные направления научной работы:
1.Раскрытие потенциальных возможностей средств гимнастики при
Использовании их в оздоровительных, образовательных, воспитательных,
Спортивных, прикладных и других целях с учетом многоструктурности и
Многофункциональности гимнастических упражнений; выполнение их под
Музыкальное сопровождение; специальные условия, в которых проводятся
Занятия гимнастикой со спортивной направленностью и спортивные
Соревнования.
2. Теоретическое и экспериментальное обоснование возможности
Изучения, развития и прогнозирования способностей у школьников к учебной
Спортивной, трудовой, военной и другим видам деятельности с помощью
Средств и методов гимнастики.
3. Разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование методов
Дифференцированного, индивидуального и личностного подхода к
Занимающимся гимнастикой.
Научная работа в области гимнастики — это специфическая деятельность
Исследователя, направленная на приобретение и теоретическую
Систематизацию знаний: об отличительных особенностях средств и методов
Гимнастики; об условиях, в которых проводятся занятия; об их
Оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных
Возможностях; о гимнасте как личности и субъекте спортивной деятельности.
В процессе научной работы постепенно накапливаются и
Совершенствуются знания и опыт, необходимые не только в гимнастике, но и в учебе, труде, спорте, военном деле и других видах деятельности.
На каждом историческом этапе научное знание использует специфическую совокупность познавательных форм, фундаментальных категорий, принципов, методов и схем объяснения вновь полученных экспериментальных фактов.
Иными словами, у каждой эпохи свой стиль мышления: для античного периода было характерно наблюдение как основной способ получения нового знания; наука Нового времени опиралась на эксперимент и аналитический метод ; современная наука стремится к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов . Этим принципом руководствуется и гимнастика как наука. Это означает, что процесс овладения гимнастическими упражнениями вовлекается
Личность гимнаста в целом, а не отдельные его свойства .
Гимнастика как научная дисциплина находится на грани между
Естественными, общественными и техническими науками. Поэтому
Исследования в ее области опираются на законы механики, сведения из
Анатомии, физиологии, психологии, педагогики. Каждая из этих наук имеет
Свою сложную систему научных дисциплин. В связи с этим большую роль
Играют междисциплинарные исследования.
Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике
Может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания
Гимнастов, закаливание, массаж, использование сауны, фармакологических и
Других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических
Залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО,
Вычислительной техники и др.
Усвоение знаний обучаемыми — это процесс сознательного и активного
Превращения систематизированных научных данных и практического опыта
В личное достояние занимающихся, в орудие их мышления и успешной практической деятельности, в жизненную потребность.
Для педагога сознательно овладеть научными знаниями в гимнастике
Означает изучить и осмыслить, научиться практически использовать тот круг
Явлений и закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой
Знаний:
1. Гимнастика как предмет познания, ее место в системе физического,
Эстетического и нравственного воспитания человека.
2. История развития гимнастики.
3. Гимнастическая терминология как своеобразный язык гимнастики.
4. Основы техники гимнастических упражнений.
5. Методика обучения гимнастическим упражнениям и спортивной
Тренировки в гимнастике.
6. Формы занятий гимнастикой, структура урока гимнастики,
Особенности занятий с детьми.
7. Мероприятия, обеспечивающие предупреждение травм на занятиях
По гимнастике.
8. Правила соревнований по гимнастике и судейство.
9. Правила гигиены, режима труда, занятий гимнастикой, питания,
Отдыха занимающихся гимнастикой.
10. Возможности средств и методов гимнастики в укреплении
Здоровья, в улучшении физического развития и физической
Подготовленности обучаемых, в образовательном и воспитательном
Воздействии на них, в подготовке их к труду и службе в Российской
Армии.
11. Научная работа в области гимнастики.
12. Спортивная тренировка юных гимнастов.
Эти разделы научно-практических знаний тесно взаимосвязаны и каждый
Из них может быть с пользой усвоен только в совокупности со всеми
Остальными, а весь курс гимнастики — в тесной связи с другими спортивными и смежными теоретическими дисциплинами: биомеханикой, анатомией, физиологией, психологией, педагогикой, теорией и методикой физического воспитания и др.
Приведенный выше перечень вопросов, подробно изученных, вовсе не означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что накопилось в гимнастике как научно-практической дисциплине. В содержание обучения включается лишь то, что общественно необходимо, педагогически разумно и доступно занимающимся в связи с их возрастом, образованием и способностями, важно для решения
Образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.
1. Гимнастика: Учебник для студентов вузов под редакцией М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. М. — Академия, 2001.
2. Иванов, К. М. Педагогические и технические аспекты применения гимнастической терминологии / К. М. Иванов. — Педагогическая позиция специалиста по физической культуре. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996
3. Крючек, Е. С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие / Е. С. Крючек, Л. Т. Кудашова, А. А. Сомкин, О. М. Малышева. — СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, СПб., 1994. — с. 75.
4. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / П. К. Петров — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- с. 447.
5. Чепаков, Е. М. Основы гимнастической терминологии : Учебно-методическое пособие / Е. М. Чепаков. — ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. — 62 с.