Открытый урок в 5 классе. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Цели:

Познавательные: актуализация опорных знаний по теме «Имя прилагательное», применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; находить имена прилагательные в тексте и указывать их грамматические признаки орфоэпически правильно произносить окончания имен прилагательных в форме Р. п. научить самостоятельно добывать знания по теме «Имя прилагательное»;

Развивающие:

развитие речи — обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся; развитие мышления: уметь анализировать,

выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; развитие творческих способностей учащихся; развитие исследовательских способностей школьников.

Воспитательные:

создание творческой эмоциональной обстановки; формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.

Оборудование: учебник, картинка с изображением лебедя, текст С. Т. Аксакова «Лебедь», загадки.

Технические средства: проигрыватель и пластинка с песенкой А. Хайта на муз. Б. Савельева «Существительное на — МЯ»

Ход урока

I. Актуализация

опорных знаний.

— Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение?

— Кто мне объяснит, что такое настроение с точки зрения лексикологии?

— А с точки зрения морфологии?

— Молодцы, ребята! Мы повторили с вами тему «Имя существительное», которая тесно связана со следующей, изучением которой мы с вами и займемся сегодня на уроке. Но прежде ответьте мне на вопрос.

II. Интрига.

— Анжела, тебя Мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ты выполнить ее поручение?

— Мама, покупая Насте куртку на зиму, обратилась к продавцу: «Мне вот ту куртку, пожалуйста» Может продавец понять маму?

— А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно!

— Вспомните, что вы мне сказали о свом настроении в начале урока.

— Чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи — какая?

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

III. Работа над темой.

1 . А что прилагательное действительно волшебное — убедимся, отгадав загадки, построенные на описании .

А) Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.

Б) Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом поведет, Там заметку кладет.

В) Бежит свинка. Железная спинка. Льняной хвостик.

Г) Земля беленькая, А птички на ней черненькие.

à Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках?

2. Учитель. Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы.

Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

П р а в д и н . Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

П р а в д и н. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ве&;;#61448;домо.

— Какое определение прилагательного дали бы вы?

— Итак, прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?

— Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же «приложено» прилагательное?

— Я даю вам существительное Стол и прошу вас охарактеризовать прилагательными, обозначающими его Форму, материал, цвет, размер. Стол Какой? Прямоугольный деревянный бежевый средний…

à Зачем нам потребовались эти прилагательные?

à Какие признаки прилагательного мы использовали для более полной характеристики нашего стола?

à Можем ли мы указать признак по времени и принадлежности?

— И опять мы убедились в Волшебных с Войствах прилагательных!

3. Запишем небольшой текст, но сначала я вас хочу попросить описать прилагательными всем нам знакомую птицу лебедя.

Но наше описание бедное, скупое, а вот как это делает мастер слова — Сергей Тимофеевич Аксаков. Насладимся разнообразием и богатством прилагательных.

ЛЕБЕДЬ

Бел..снежный, с бл…стящими, прозрачными, большими глазками, с ч..рными лапами, с длинн.., гибк.. и красив., шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темной, гладкой по-верхност.. воды.

П а у з а Пение с движениями песенки А. Хайта

— Выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чем?

«По цепочке» объясним вставленные орфограммы. Обязательно в тексте поставим вопрос от Шеею К прилагательным: к а к о ю?

à Почему в тексте так много запятых?

Назовите все прилагательные. К каким словам они «прилагаются»? Какими членами предложения являются?

Подчеркнем.

Как они согласуются с существительными?

Но одно прилагательное является сказуемым, так как стоит в краткой форме: каков?

4. Работа с учебником: самостоятельное усвоение теоретического материала на стр.96

Если позволяет время, материал отрабатывается в парах, а затем в классе

5. Выходят к доске мальчик и девочка.

— Скажите друг другу комплимент в виде прилагательного.

6 . Пословица. Ласковое слово и кость ломит.

à Раскройте смысл пословицы.

III. Подытожим урок.

Вот на такой красивой работе мы и закончим сегодня наш урок, посвященный словам-волшебникам… Впереди нас ждет много интересного.

Домашнее задание: Параграф №11; Т/м на с.96-97; У. 148 , списать, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор первого предложения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Открытый урок в 5 классе. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль