«Часы», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ «Часы» был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в «Вестнике Европы» № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года. Он начал в Спасском, затем уехал в Москву, Петербург и за границу.
Литературное направление и жанр
Реалистический рассказ «Часы» по времени действия и количеству действующих лиц близок к повести, но в нем одна сюжетная линия, что дает возможность определить его жанровую принадлежность. В нем сильно социально-психологическое звучание.
Проблематика
Основная
Поднимаются социальные проблемы, связанные с нравами и бытом мелкого служилого люда: стряпчих, фабричных, солдат…
Исследуется проблема становления личности и факторы, влияющие на нее.
Герои рассказа
Алексей и Давыд
Рассказчик Алексей и его двоюродный брат Давыд обладают противоположными чертами характера. Алексей слаб и малодушен. Давыд собран, цельная натура, решительный и сильный.
Тургенев
Давыд — настоящий сын своего сосланного за убеждения в Сибирь отца. Он решителен и деятелен, не выносит насилия, знает, какие поступки хороши, а какие плохи. Давыд сдержан и молчалив, но Алексей подчинен ему.
Нравственные силы героев Тургенев всегда проверяет в любви. Любовь Давыда деятельная, он во всем помогает любимой: хлопочет о похоронах матери Раи, дает деньги на лекарство для маленькой Любы. Давыд не позволяет дяде оскорблять Раю, вступает с ним в прямой конфликт.
Алексея уничтожила разлука с двоюродным братом, он словно осиротел, на время потерял опору в жизни и охоту к ней. Очевидно, дальнейшая его жизнь — спокойная жизнь обывателя. В старости, глядя на часы, Алексей тоскует о той упущенной возможности, которая у него появилась бы, если бы он вырвался из своей среды.
Жизнь Давыда — это жизнь победителя и героя, погибшего в Бородинской битве. Его цель — достичь всего, что задумал. Судьба Раи неизвестна, как будто ее жизнь растворилась в жизни мужа.
Раиса
Тургенев подчеркивает детали портрета Раисы. Руки ее тонкие, проворные и ловкие, глаза умные карие. Алексей узнает Раису издали по походке, легкой, упругой, «с маленьким подпрыгом на каждом шагу».
Раиса грациозна и женственна. Все, что она делала, выходило красиво и трогательно.
Раиса духовно сильна, в ней чувствуется внутреннее достоинство. Она с удивительной стойкостью переносит обрушившиеся на нее несчастья, на скудные доходы от ее рукоделия семья существует. Алексей удивляется, слушая взрослые разговоры Давыда с Раей, что им всего 16-17 лет.
Внезапное окаменение и онемение Раи, уверенной в смерти Давыда, свидетельствует, что сил ей придает именно любовь.
Братья Егор и Порфирий
Порфирий стряпчий, его цель — жить хорошо. Спасенного Давыда он попрекает тем, что он затратил имущество , ввел в убытки . С одной стороны, он любит жизнь спокойную и размеренную, не выходящую за рамки общепринятых норм. С другой — он рискует, проворачивает не совсем честные дела.
Порфирий заботится о сохранении внешнего благочестия. Когда Давыд сообщает, что Рая — его невеста, Порфирий упрекает его в том, что он потерял всякое приличие, а Раю в том, что она забыла стыд и самую честь.
Егор как раз очень доволен сыном и его выбором, замечает, что Рая будет хорошей хозяйкой. Вернувшись, он не упрекал брата, не просто пренебрегал, а брезговал им. Как и Давыд, он не оглядывается на общественное мнение, увозит с собой Раю и ее сестру.
Он щедр, дает деньги на похороны и одаривает спасителя Давыда.
Пульхерия Петровна
Тетка Алексея изображается как ограниченная старая дева, цель жизни которой — соблюдение общественных правил и норм. Каждый, кто их нарушает, становится врагом. Раю она называет негодницей и потаскушкой.
Латкин
Латкин вздумал бунтовать против сложившейся системы общественных отношений, рассказав доверителю о своем собственном обмане. Этот бунт «маленького», но честного человека приводит к несчастьям и гибели. Латкин и сам воспринимает смерть и болезни в семье как наказание за свой поступок, который объективно достоин уважения, но порицается обществом.
Алексей говорит, что его отец легко прощал крестному, когда тот перебивал у него клиентов , но поступка Латкина простить не мог.
Тургенев наделяет Латкина способностью путать слова. Таким образом он получает статус блаженного, чьими словами говорит Господь. Внятные слова Латкина «вместе крали», обращенные к Порфирию, воспринимаются им как осуждение Божье и побуждают молиться с Латкиным и простить его.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 26 пронумерованных главок. Рассказчик, старик Алексей, в 1850 г. вспоминает о событиях юности, случившихся в 1801 г. В последней главке старик снова возвращается в настоящее.
Весь сюжет связан с подаренными Алексею крестным часами, которые герои даже называют заколдованными, потому что они проявляют неожиданные, часто худшие или скрытые качества их характеров.
В рассказе Тургенев использует прием ретроспекции, описывая события, предшествующие рассказу с часами: ссору с Латкиным и его несчастья, историю отношений братьев с Черногубкой.
Кульминация рассказа — уничтожение злополучных часов и несчастье с Давыдом, которое продолжает действовать на героев, как часы, и проявляет худшие качества отца Алексея и тетки, лучшие качества Латкина и истинную любовь Раи и Давыда
Особенности стиля
Тургенев долго и тщательно прописывал каждую психологическую деталь, например, помахивающую кнутиком Любу, не понимающую несчастья, случившегося с Давыдом.
Тургенев не дает подробных портретных характеристик героев , но подчеркивает характерные детали внешности или личности: крестный «пухлый, круглый», похож на лису; отец гневлив, но отходчив; у Любы огромные удивленные глаза, у Раи родинка на верхней губе и милое прозвище Черногубка.
Образ серебряных часов луковицей с розаном становится символом пролетевшей жизни, упущенных возможностей, тоски по молодости.