Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами. Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество — возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу.
Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан…
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» —
Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне,
Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных… сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси».
Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними», и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.
Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький», «убогонький», много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси — он просто не сможет выдержать непосильного труда.
Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.
Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения — главе «Пир на весь мир» — появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов.
Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.
Гриша — выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть. Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже», за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.
В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего». В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии — Николая Добролюбова.
Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов — борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.
Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным.
Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника», но при этом — «чахотку и Сибирь». Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.
Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку. Только «души сильные, любвеобильные», по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа. Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье.
Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.