«Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»

Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. 2 часа

Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия «сюжет», «экспозиция», «завязка», «кульминация», «развязка»; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы к уроку:

Любовь всегда прекрасна и желанна,

Особенно, когда она нежданна.

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма — фрагменты из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета — фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта».

Ход урока

Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей:

чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Беседа с классом

1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

Давайте прочитаем пролог.

Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события.

Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».

3. Где происходит действие?

4. Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который называется «Монтекки и Капулетти».

5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?

Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется «Монтекки и Капулетти».

6. Итак, в чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня, Моя любовь, которая тяжка мне.

Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнем, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слез, Раздумье — необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья.

Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет. Ромео не найдут.

10. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.

Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойна.)

12. Вспомните, сколько лет Джульетте?

Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-девочка».

13. Как вы думаете, почему автор делает героиней такую молодую девушку?

14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Ее сиянье факелы затмило… Я воплощенье ненавистной силы Некстати по незнанью полюбила. Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена?

16. Что мешает их любви?

17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

(Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. «Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…» — говорит Джульетта.

Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)

19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

20. В чем видят герои смысл жизни?

(Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи.

Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!»

Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)

21. Почему погибают герои?

Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку .

22. Есть ли смысл в гибели героев?

23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

Подведение итогов

Учитель. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У. Шекспира.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»