Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА
Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,
Для всего, что не чуждо человеку.
Жан Жак Руссо
Цель: Сформировать у учащихся представление о толерантности; способствовать воспитанию черт толерантной личности, развивать критическое мышление, навыки
Задачи классного часа:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Показать на жизненных ситуациях значимость этого понятия.
Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
Способствовать формированию представления о толерантном поведении в условиях конфликта.
Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
Форма проведения: нравственный классный час.
Ход классного
— Однажды Антуан де Сент — Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова — это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы — люди этой планеты.
Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
— У вас на партах лежат опорные конспекты, с которыми вы будете работать в течение классного часа. Все открытия, сделанные вами, останутся вам на память.
— Замечательный русский поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое я хочу вам прочитать:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое.
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них.
Что мы знаем про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная все, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? .
— Какова основная мысль этого стихотворения? .
— Молодцы, вы ответили правильно. Поэт говорил о самоценности, уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название — толерантность.
Сегодня на классном часе мы должны разобраться в сущности данного понятия и определить для себя, что представляет из себя толерантная личность.
— Толерантность. Что это? Из каких ключевых слов складывается это понятие? Отметьте в опорном конспекте ваши предположения .
— Озвучьте ваши ответы . Вот что на данный момент мы с вами знаем о толерантности.
— Немного из истории. 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности. В отечественных документах толерантность звучит достаточно устойчиво.
Так, в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.
В переводе с латинского толерантность обозначает «ТЕРПЕНИЕ»
— Что же обозначает это понятие на разных языках земного шара?
— в испанском языке — способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
— во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политически и религиозных взглядов;
— в английском — готовность быть терпимым, снисходительным;
— в китайском — проявление великодушия в отношении других;
— в арабском — прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
— в русском — способность терпеть что-то или кого-то.
— Какое из определений вам импонирует более всего? Что общего в этих определениях? .
— Запишем определение в опорном конспекте: ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению . Уважение к внутреннему миру другого человека, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
— Любое определение существует для того, чтобы его можно было реализовать в жизни.
— В окружающем нас мире, к сожалению, мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Умение выйти из конфликтной ситуации достойно, зависит от личностных качеств каждого из нас. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает увеличиваться подростковая преступность.
Любой человек совершает в жизни разные поступки, в одних ситуациях он поступает правильно, но иногда бывает и наоборот, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы поступать правильно, попробуем разобраться.
— Обратитесь к конспекту и подчеркните качества человека, которые, по-вашему мнению, характерны для толерантной личности.
— Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?
— Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?
— Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью?
— Если вас обидели, должны ли вы в свою очередь обидеть этого человека?
— Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в ваших отношениях с окружающими?
ВЫВОД: конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.
ТЕСТ «Конфликтная ли вы личность?»
— Послушайте описания ситуаций и определите, присутствует ли в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.
Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.
Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руку и не отпускает.
Ученик дерутся на перемене.
Девочка обзывает свою подругу.
Трое учеников угрожают младшим школьникам и требуют отдать им деньги.
.
УПРАЖНЕНИЕ «Черты толерантной личности»: дает возможность подросткам оценить степень своей толерантности; сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с групповым представлением.
.
Инструкция: в опроснике перечислены характеристики, свойственные толерантной личности. В колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+»напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно.
Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» 1 качество .
Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности .
ТРЕНИНГ «Волшебная лавка»: Дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
— Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались, работая конспектом.
— Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения».
Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
— Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни? Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество?
УПРАЖНЕНИЕ «Аплодисменты» С целью повышения настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения. У Частники сидят в кругу.
— А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты». Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.
Учитель: Встаньте те, кто умеет:
— рисовать;
— играть на гитаре;
— танцевать;
— вышивать;
— Плавать;
Встаньте те, кто мечтает стать:
— учителем;
— юристом;
— милиционером;
— визажистом;
— научиться играть в большой теннис;
— кто мечтает пригнуть с парашютом.
— Ребята, а что дала вам эта игра?
— По вашим лицам я вижу, что настроение улучшилось, появилась улыбка на лице. Продолжим наше общение. Я предлагаю выйти ко мне 10 человек.
— Ребята, вы можете свободно перемещаться по классу. Когда я скажу «Друг к дружке», остановитесь около того, кто находится ближе к вам, образуются пары, которые выполняют мои задания.
Итак, начали: «Друг к дружке!». Теперь пожмите друг другу руки, нога к ноге, голова к голове, спина к спине, ухо к уху, затылок к затылку, плечо к плечу, рука к руке, щека к щеке
— Поделитесь своим настроением. На что направлена эта игра?
— А сейчас, ребята, я хочу предложить вам проявить себя при выполнении творческого задания и подведении итогов. Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева.
Наклейте листья с теми чертами, которые присуще толерантной личности.
— Посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?
— Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует? Как же мы можем назвать это дерево? . Верно.
Назовем это дерево деревом толерантности. Удалось ли нам с вами сформировать понятие толерантности? Ребята, как вы думаете, нужно ли нам толерантное общество?
Ответы детей.
— Мне было приятно общаться с вами сегодня. Я рада, что каждый из вас обладает прекрасными человеческими качествами такими, как доброжелательность, внимание, расположенность к другим, умение слушать, любознательность, умение не осуждать мнение других. Я хочу пожелать вам, чтобы в жизни пришлось чаще встречаться с добрыми и отзывчивыми людьми.
И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни. Я дарю вам «20 шагов к толерантной личности» .
— Я прошу вас закончить фразу, данную в ваших опорных конспектах
— Ваши ответы говорят о том, что толерантность необходима в жизни каждого из нас. Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Во время есть и во время пить
Во время делать гадости.
А можно просто утром встав,
Не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.