Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА

Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

Для всего, что не чуждо человеку.

Жан Жак Руссо

Цель: Сформировать у учащихся представление о толерантности; способствовать воспитанию черт толерантной личности, развивать критическое мышление, навыки

групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Задачи классного часа:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Показать на жизненных ситуациях значимость этого понятия.

Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

Способствовать формированию представления о толерантном поведении в условиях конфликта.

Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

Форма проведения: нравственный классный час.

Ход классного

часа

— Однажды Антуан де Сент — Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова — это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы — люди этой планеты.

Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

— У вас на партах лежат опорные конспекты, с которыми вы будете работать в течение классного часа. Все открытия, сделанные вами, останутся вам на память.

— Замечательный русский поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое я хочу вам прочитать:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое.

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них.

Что мы знаем про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

— Как вы думаете, о чем это стихотворение? .

— Какова основная мысль этого стихотворения? .

— Молодцы, вы ответили правильно. Поэт говорил о самоценности, уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название — толерантность.

Сегодня на классном часе мы должны разобраться в сущности данного понятия и определить для себя, что представляет из себя толерантная личность.

— Толерантность. Что это? Из каких ключевых слов складывается это понятие? Отметьте в опорном конспекте ваши предположения .

— Озвучьте ваши ответы . Вот что на данный момент мы с вами знаем о толерантности.

— Немного из истории. 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности. В отечественных документах толерантность звучит достаточно устойчиво.

Так, в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.

В переводе с латинского толерантность обозначает «ТЕРПЕНИЕ»

— Что же обозначает это понятие на разных языках земного шара?

— в испанском языке — способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

— во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политически и религиозных взглядов;

— в английском — готовность быть терпимым, снисходительным;

— в китайском — проявление великодушия в отношении других;

— в арабском — прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

— в русском — способность терпеть что-то или кого-то.

— Какое из определений вам импонирует более всего? Что общего в этих определениях? .

— Запишем определение в опорном конспекте: ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению . Уважение к внутреннему миру другого человека, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

— Любое определение существует для того, чтобы его можно было реализовать в жизни.

— В окружающем нас мире, к сожалению, мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями. Умение выйти из конфликтной ситуации достойно, зависит от личностных качеств каждого из нас. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает увеличиваться подростковая преступность.

Любой человек совершает в жизни разные поступки, в одних ситуациях он поступает правильно, но иногда бывает и наоборот, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы поступать правильно, попробуем разобраться.

— Обратитесь к конспекту и подчеркните качества человека, которые, по-вашему мнению, характерны для толерантной личности.

— Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?

— Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?

— Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью?

— Если вас обидели, должны ли вы в свою очередь обидеть этого человека?

— Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в ваших отношениях с окружающими?

ВЫВОД: конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.

ТЕСТ «Конфликтная ли вы личность?»

— Послушайте описания ситуаций и определите, присутствует ли в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.

Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.

Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руку и не отпускает.

Ученик дерутся на перемене.

Девочка обзывает свою подругу.

Трое учеников угрожают младшим школьникам и требуют отдать им деньги.

.

УПРАЖНЕНИЕ «Черты толерантной личности»: дает возможность подросткам оценить степень своей толерантности; сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с групповым представлением.

.

Инструкция: в опроснике перечислены характеристики, свойственные толерантной личности. В колонке «А» поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые, по-вашему мнению, у вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+»напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» 1 качество .

Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности .

ТРЕНИНГ «Волшебная лавка»: Дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

— Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались, работая конспектом.

— Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения».

Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

— Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни? Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество?

УПРАЖНЕНИЕ «Аплодисменты» С целью повышения настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения. У Частники сидят в кругу.

— А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты». Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.

Учитель: Встаньте те, кто умеет:

— рисовать;

— играть на гитаре;

— танцевать;

— вышивать;

— Плавать;

Встаньте те, кто мечтает стать:

— учителем;

— юристом;

— милиционером;

— визажистом;

— научиться играть в большой теннис;

— кто мечтает пригнуть с парашютом.

— Ребята, а что дала вам эта игра?

— По вашим лицам я вижу, что настроение улучшилось, появилась улыбка на лице. Продолжим наше общение. Я предлагаю выйти ко мне 10 человек.

— Ребята, вы можете свободно перемещаться по классу. Когда я скажу «Друг к дружке», остановитесь около того, кто находится ближе к вам, образуются пары, которые выполняют мои задания.

Итак, начали: «Друг к дружке!». Теперь пожмите друг другу руки, нога к ноге, голова к голове, спина к спине, ухо к уху, затылок к затылку, плечо к плечу, рука к руке, щека к щеке

— Поделитесь своим настроением. На что направлена эта игра?

— А сейчас, ребята, я хочу предложить вам проявить себя при выполнении творческого задания и подведении итогов. Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева.

Наклейте листья с теми чертами, которые присуще толерантной личности.

— Посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?

— Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует? Как же мы можем назвать это дерево? . Верно.

Назовем это дерево деревом толерантности. Удалось ли нам с вами сформировать понятие толерантности? Ребята, как вы думаете, нужно ли нам толерантное общество?

Ответы детей.

— Мне было приятно общаться с вами сегодня. Я рада, что каждый из вас обладает прекрасными человеческими качествами такими, как доброжелательность, внимание, расположенность к другим, умение слушать, любознательность, умение не осуждать мнение других. Я хочу пожелать вам, чтобы в жизни пришлось чаще встречаться с добрыми и отзывчивыми людьми.

И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни. Я дарю вам «20 шагов к толерантной личности» .

— Я прошу вас закончить фразу, данную в ваших опорных конспектах

— Ваши ответы говорят о том, что толерантность необходима в жизни каждого из нас. Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Во время есть и во время пить

Во время делать гадости.

А можно просто утром встав,

Не помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Классный час для 8 класса «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»