«Мцыри» анализ поэмы Михаила Лермонтова
Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет.
Когда в 1837 году Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, изучая местные сказания и легенды, в Мцхете он наткнулся на одинокого монаха, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински.
Сперва он не мог свыкнуться с жизнью в обители, неоднократно пытался бежать в горы, но едва не погиб во время одной такой попытки. Излечившись, он привязался к старику-монаху, да так и остался в монастыре, приняв сан.
Рассказ героя произвел огромное впечатление на Лермонтова: он решил написать об этом поэму, но первоначальное имя героя «бэри», что означает «монах», заменил на Мцыри — то есть «неслужащий
Так появилась романтическая поэма, главным героем которой стал юноша, не просто бросивший вызов своему прежнему существованию, но и расставшийся из-за этого с жизнью. Сюжет поэмы прост: пленный мальчик был воспитан в грузинском монастыре и уже готовится к посвящению в монахи. Но во время страшной бури он оказался за стенами своей вечной обители.
Три дня он пропадал, когда же его нашли на четвертый день слабым и почти умирающим и перенесли вновь в монастырь, он не смог жить по-прежнему и умер.
По сути, вся поэма представляет из себя исповедь, в которой мальчик рассказывает, что же происходило с ним в эти три дня. Однако назвать монолог Мцыри исповедью язык не поворачивается: страстный рассказ юноши совсем не проникнут чувством покаяния, и герой не намерен говорить о греховности своих помыслов и вымаливать за них прощение у всевышнего. Скорее, это больше напоминает проповедь, ведь защищая свое право на свободу и связанное с ней счастье, Мцыри отрицает основы религиозной морали: «кельи душные и молитвы», «сумрачные стены», в которых вырос герой — «душой дитя, судьбой — монах».
Он понимает, что был лишен всего: отчизны, дома, друзей, родных — словом, того, что есть у обычных людей, выросших вне стен монастыря. Он бросил вызов судьбе и в грозовую ночь без содроганья отважился на побег. Мцыри бесстрашен и даже перед лицом смерти говорит:
Меня могила не страшит…
Такое бесстрашие рождено силой его желаний. Желание свободы подсказано гордой грядой кавказских гор, ведущих разговор с небом. Потребность «пройти в родимую страну» обострена одиночеством, желанием «хотя б на миг прижать пылающую грудь» к груди родной.
Три дня, проведенные Мцыри на воле, переродили его. За этот короткий отрезок жизни он познал и счастье любви, и цену человеческой жизни, и ощущение свободы. Теперь у него есть силы вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать исповедь.
Очевидно, центральная часть поэмы должна была представлять некий спор: с одной стороны, смирение монаха, отказ от земных радостей и упование на мифическую другую жизнь, а с другой — жажда борьбы, стремление к свободе, протест против церковного рабства, мятеж против порядков, освященных именем Бога.
Только спора не получается, ведь говорит один Мцыри. Он постоянно обращается к своему собеседнику, призывает его отвечать на вопросы, но словно и не слушает его, ведь способен слышать в этот момент только то, что творится в его душе. Юноша настолько полон открытий, что не в силах выразить все чувства.
Там, за стеной, мир открылся для Мцыри как сплетение испытаний. Восторг объятья с грозой сменяется тишиной, в которой слышен и крик шакала, и шуршание змеи. Но герой лишен страха перед природой, ведь он в этот миг — сам часть природы.
Не случайно Кульминацией поэмы становится бой с барсом. Один против хищника, безоружный, Мцыри оказывается сильнее зверя, потому что им управляет не просто инстинкт самосохранения — встреча с барсом воодушевляет героя. Он отдает все свои силы, побеждает, но в душе признает силу поверженного зверя:
Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу! …
Возвращение в монастырь разрушает веру Мцыри в то, что он найдет путь к свободе и родине. Свои желания он называет «игрой мечты, болезнью ума». А потеря веры зовет героя к смерти.
В этой идее и заключается трагизм авторского восприятия: Лермонтов был уверен, что герои, преданные свободе, гибнут в борьбе за нее, так как не могут без нее жить.
Это и является главным признаком романтического героя — без свободы он гибнет. Поэтому подобного романтического героя называют исключительным, а действует он, согласно все той же формуле Романтизма, в исключительных обстоятельствах. Исключительность проявляется и в том, что Мцыри перед смертью обвиняет только себя в невозможности добиться желанной свободы для себя. Но мысль о небесном рае, который он мог бы получить, если бы расстался со своей идеей, его не прельщает:
Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность поменял…
Мцыри умирает безвестным, но не побежденным. Его имя, даже спустя полтора века, восхищает миллионы почитателей таланта Михаила Юрьевича Лермонтова.