Мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы»

Цели урока Рассмотреть мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы» для более полного и глубокого освещения таких проблем, как борьба добра и зла, свободы и несвободы; проследить становление, рождение в муках души человека . Совершенствовать умение анализировать художественное произведение, учить видеть многоплановость, многомерность художественного мира; развивать ассоциативное мышление учащихся.

Оформление, наглядность Стенд по творчеству Е. Замятина . Репродукции с картин Малевича «Красный квадрат», «Черный квадрат».

Музыкальные фрагменты из симфонии А. Скрябина и музыки в стиле техно. По ходу урока создается блок-схема к произведению Е. Замятина «Мы». На доске справа и слева от темы цитаты из романа:

«И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке» .

«…Я чувствовал себя над всеми, я — был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей» .

Ход урока
Литературная разминка

1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия?

2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго логически, изложил поэт Р-13?

Д-503?

3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома?

4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома?

5. Какой миф лег в основу поэмы одного из государственных поэтов ?

6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним?

7. Какую почетную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает при описании этого «праздника»?

8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству…

9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зеленой Стеной?

10. Что в лице I-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503?

Подступ к теме

Учитель. Как вы видите, обращение к мифологическому подтексту не случайно. Миф буквально рвется сквозь цифры со страниц замятинского романа. Но давайте выясним:

— Что такое миф?

— О чем повествуют Мифы? Какие моменты человеческой жизни отражают?

— Какие проблемы рассматриваются мифологической культурой?

— Какие религиозные сюжеты часто обыгрываются в литературе?

Необходимо подвести ребят к правильному пониманию мифа. Это не сказка, не легенда. Это способ человеческого бытия, особая форма сознания, мировосприятия, которое, во-первых, одухотворяет окружающий мир, во-вторых, не делает различия между материальным и идеальным, человеком и Вселенной, в-третьих, напрямую связывает образ и его значение.

Для мифологической культуры традиционным являются конфликты между добром и злом, Богом и дьяволом, противопоставление священного и мирского.

В литературе часто обыгрываются такие мифологические и религиозные сюжеты, как мифы об Икаре, Прометее; искушение Адама и Евы в Райском саду, распятие и воскресение Христа, падение ангела и другие.

Учитель. Итак, попробуем рассмотреть Роман «Мы» как один священный миф. Это возможно, так как в романе представлена история рождения человеческой души, история перерождения нумера в личность.

А ведь поиск самого себя — один из классических сюжетов мировой литературы.

Исследовательская работа по теме

Пока звучит музыкальный отрывок в стиле техно, учитель обращается к цитатам из романа «Мы». Между словами, произнесенными Д-503, огромная разница. Кажется, что они произнесены разными людьми.

Так оно и есть: первая фраза принадлежит нумеру, вторая — личности, человеку. Но, согласитесь, само по себе такое перерождение не могло произойти случайно. Требуется толчок, что-то ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, что нарушило бы равновесие, состояние «психологической энтропии» Д-503.

И явно: этот толчок должен быть не из мира нумеров, а из другого, задавленного, древнего.

Звучит отрывок из симфонии № 3, до минор, соч. 43, «Божественной поэмы» А. Скрябина . Автор музыки указан в тексте романа «Мы» , выбор же симфонического отрывка обусловлен мыслью самого композитора. Скрябин считал, что его «Божественная поэма» — это своеобразная «биография духа»; в третьей же части передан высший расцвет свободной творческой души.

Е. Замятин не мог не знать об этом.

— С какого момента вторгается в жизнь Д-503 неизвестное?

— Как в романе обыгрывается мотив искушения? Покажите развитие этого мотива на звуковом, цветовом, образном уровнях.

Искушение начинается с музыки. Это сильнейший способ пробуждения души. Ребята зачитывают отрывок записи 4 от слов «Она была в фантастическом костюме древней эпохи…» до слов «Сидевший рядом со мной покосился влево…».

I-330 выступает в роли змея-искусителя, с ней и ее игрой пробуждается нечто «дикое, несущееся» в Д-503.

Зачитываются отрывки из записей 6 от слов «Я вышел, сел» до «Послушайте, вы, ясно, хотите оригинальничать…»; 10 от «Я обернулся» до «Мембрана все еще дрожала» и от «Какой наглый, издевающийся тон» до «Дальнейшее я могу описать только приблизительно…».

Искушение в Древнем Доме, I-330 в желтом платье предлагает герою ядовито-зеленый ликер, целует в губы как змея. Параллель с искушением Змием в Райском саду Евы и Адама яблоком.

Учитель. «Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь, понесся вниз, вниз — по какой-то невычисленной орбите…» . Искушение I-330 выбивает почву из-под ног Д-503, нарушает его полное равновесие, состояние «психологической энтропии». Попробуем зафиксировать эту «невычисленную орбиту». Несется ли герой вниз или взлетает?

Учитель на доске, ребята в тетрадях делают первые записи блок-схемы. В процессе работы они доказывают, что его орбита — это постоянные взлеты и падения.

Схема строится по зеркальному принципу. На это указывает запись 16, в которой доктор-лезвие объясняет рождение души: «Плоскость стала объемом, телом, миром, и это внутри зеркала — внутри вас — солнце, и вихрь от винта аэро, и ваши дрожащие губы, и еще чьи-то». Любое событие воспринимается теперь двояко, в двух плоскостях: рационально, математически и всем существом, нарождающейся душой.

Чтобы воскрес человек, родилась душа, должен умереть нумер.

— Как в романе обыгрывается рождение души?

— Где оно происходит? Какую роль играет Древний Дом и старуха в романе?

— Почему рождение души происходит в Древнем Доме?

— Какие грани человеческой души открывает Древний Дом и старуха в Д-503?

Запись 17: смерть и рождение происходят в Древнем Доме, когда Д-503 прячется в шкаф-лифт. Ассоциация: герой хоронит себя прежнего; шкаф — гроб. «Я быстро открываю дверь в шкаф — я внутри, в темноте — захлопываю ее плотно. Один шаг — под ногами качнулось.

Я медленно, мягко поплыл куда-то вниз, в глазах потемнело, я умер».

Древний Дом — древний мир. По мере знакомства с этим древним миром в герое растет желание ощутить родство, почувствовать себя не только человеком, но и сыном. Особенно ярко этот мотив Сын — мать раскрывается после посещения героем Благодетеля, когда он оказался распят словом, мыслью, почувствовал свое одиночество — и возопил о матери в образе Старухи.

— Покажите, как меняется мироощущение, мировосприятие Д-503 с приходом в его жизнь I-330. Как это отражается на звуковом, цветовом, образном уровнях?

С появлением I-330 в жизнь Д-530 вступает любовь, чувство прекрасное и страшное одновременно, так как оно не подвержено вычислениям. Для героя это Хаос. Теперь вместо голубого неба и такого же солнца — буйство красок, вместо марша Единого Государства — «ветер хлопает о стекло огромными крыльями» , вместо «ясно» — вопросы, вместо блаженного покоя — тревоги и сны.

Мотивы взлета и падения, полета: крылья, птицы.

— Какую роль играют сны в романе? Какие глубины души открывают они в Д-503?

Подготовленные ученики комментируют сны в романе . В мифологическом сознании сны играют большую роль. Они связующее звено между внешним и внутренним миром, перекрестки разных измерений, проводники тайн подсознания. Они делают явным скрытое, подавленное, они предсказывают…

Учитель. Итак, Д-503 вступил в совершенно новый для него мир. Но чтобы быть принятым им, герой должен пройти ряд испытаний.

Это классическая схема любого мифа.

— Какие потрясения, испытания можно проследить в жизни Д-503?

— настоящее спасение I-330 на дне Единогласия ; встреча с «братьями» за Зеленой Стеной; полет на Интеграле…

Работа с блок-схемой .

— Как на мифологическом уровне можно рассматривать запись 27 ? Расшифруйте ее. Какие ассоциации возникают при ее прочтении?

«В руках у ней — чаша, по-видимому, из дерева. Она отпивает красными губами — и подает мне, и я жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь — пью сладкие, колючие, холодные искры». Это своего рода причащение, очищение от грехов, приобщение к «новому» древнему миру.

— Д-503 был одним из «мы», стал одним из «братьев». Есть ли разница между такими единствами?

— Одна из важнейших сцен — встреча Д-503 с Благодетелем. Сцена отрезвления. Отступившее было Единое Государство снова вторгается в личную жизнь Д-503.

— Какие проблемы приходится решать герою? Почему Д-503 одновременно воспринимается как Иисус Христос и как палач Христа? Почему мифологический подтекст в этой сцене звучит особенно ярко?

— Как можно рассмотреть концовку романа? На сюжетном уровне получается, что Д-503 вернулся в состояние нумера. К чему тогда история рождения души?

Имела ли она смысл?

(Исходя из движения души героя Д-503, а также всего Единого Государства вполне логичным является концовка романа — Апокалипсис. Это и наказание за грехи, и последнее испытание для героя.

Операция по удалению фантазии возвращает Д-503 в состояние нумера. Однако это не ставит точку в истории души героя. На сюжетном уровне история Д-503 завершена.

На мифологическом она размыкается. Последний вопрос героя: а что дальше? Операция была произведена насильно. Сам же герой не возвратился к мышлению нумера.

Состояние энтропии преодолено. Даже то, что энергия души будет воспринята и задействована для дальнейшего движения , делает историю Д-503 не бессмысленной.)

Подведение итогов

— Какое отношение имеют репродукции картин Малевича к сегодняшнему уроку?

Учитель. Возможно ли было многообразие мнений в Едином Государстве? Нет. Жизнь была упрощена, одноцветна, одномерна.

Была бездушна. Вы сейчас высказали разные точки зрения, и со всеми можно согласиться. Это один из принципов мифологического сознания — неоднозначность оценок. В этом многообразии и заключается жизнь. Только в единстве разностей может родиться энергия, способная противостоять энтропии.

Энтропии души, мысли, поступка. Да, конечно, Замятин предупреждает о том, к чему может привести увлечение технизацией, но главное — он говорит о необходимости взращивать душу, бороться с застоем и покоем, постоянно задавать вопрос: а что дальше?

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему «Я и роман Е. Замятина «Мы»». Составить план, тезисы к каждому пункту плана.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мифологический подтекст романа Е. Замятина «Мы»