Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество писателя
Тема: Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество писателя Цель урока: Познакомить учащихся с биографией и основными этапами творчества писателя; усвоить главные темы творческого наследия художника и значимость их для духовной культуры последующих поколений. Оформление: Портрет писателя; выставка книг: «Воспоминания современников» в 2-х т., «Письма Ф. Достоевского», факсимиле черновиков писателя, монографии М. Бахтина, В. Кирпотина.
Цитаты на доске: 1) » Верую, что все 90 млн. русских будут образованны, очеловечены и счастливы «.2) »
Свидетельством этому — открытие памятника Ф. М. Достоевскому в ноябре 2006 г. в Дрездене. О Сложности изучения. Почему же знают и читают романы писателя? Ф. М. Достоевский сказал о человеке и мире так много, проникновенно и бесстрашно, что оказал огромное воздействие
Ее надо разгадать «. Все творчество Достоевского: от первого до последнего романа, от «Бедных людей» до «Братьев Карамазовых» и есть разгадывание этой » Тайны «, каждый раз все более сложной и ускользающей от однозначного решения. 1) Постижение » Тайны » человека привело Ф. Достоевского к открытию, что человеческая личность гораздо более сложна, многолика и противоречива, чем это представлялось общественной мысли его времени. Человек, по мысли Достоевского, Двойствен, способен к добру и ко злу, и одновременно может таить в себе эти возможности. .2)Достоевский — Величайший гуманист . Все это обуславливает гуманистический пафос творчества Ф. Достоевского . 3) Достоевский — Всечеловечен.
Сочетание национального и мирового в постановке проблем. Иван Карамазов : » О чем рассуждают русские Мальчики? О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог? есть ли бессмертие?
А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и об анархии заговорят, о переделке всего человечества по новому штату «. 4) Показывая абсурдность жизни, ее жестокость, тупиковые ситуации для героев, Достоевский все-таки видел ИДЕАЛ, указывал спасительный выход для героя и вселял надежду для читателя . 5)Он говорил об идеале жизни для всех людей, необходимости искать слово великой общей гармонии братского согласия всех племен по Христову евангельскому закону. II.
Учащиеся зачитывают законспектированное вступительное слово учителя .III. Рассказы учащихся о биографии и этапах творчества Ф. М. Достоевского. Класс поделен на группы в зависимости от тематики блока, который нужно было подготовить к уроку.
I группа — «Семья. Отец. Учеба в инженерном училище».
От имени группы выступает один ученик, после его выступления — замечания, дополнения других. Основные моменты конспектируем в тетради : семейные чтения; смерть отца способствовала первому приступу эпилепсии; впечатления от детства — в романе «Подросток»; инженерное училище — преподавание на русском и французском языках ; поддерживались таланты, из училища вышли писатель Григорович, Художник Трутовский). Начало творчества . Перед выступлением ученика ставится Проблемный вопрос для всех : Почему Н. Некрасов, прочитав «Бедные люди», воскликнул: «Новый Гоголь явился!»? Выводы, которые записываются учащимися: В данном романе — не только характеристика материального положения героев, но и Осознание ими своего положения.
Макар Девушкин: » Человек, маточка, не ветошка «. Робок и смирен, но наблюдения над жизнью ведут его к невольному «вольнодумству»: » Отчего это так в се случается, что вот хороший человек в запустенье находится, а к другому кому счастье само напрашивается «. После этого — «открытый» микрофон: учащиеся отвечают на поставленный выше вопрос. Вывод, который записывается в тетради: Конечно, Ф. М. Достоевский продолжил великие традиции Н. В. Гоголя в разработке темы «маленького человека».
Позднее писатель скажет: » Все мы вышли из гоголевской » Шинели «. Тему «маленького человека Достоевский разрабатывал в 40-е гг. в повестях «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Последний роман остался не завершен, потому что в апреле 1849 г. Достоевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Выступление от II группы, которая готовила блок: «Петрашевцы.
Арест. Каторга». Вопросы для учащихся II группы : 1) Скольких петрашевцев приговорили к смертной казни? 2) Кем и какая книга была подарена Достоевскому в Омске? 3) Где отбывал писатель срок каторги?
4) Сколько в общей сложности длилась каторга?5) Условия пребывания? .6) Когда писатель возвратился в Петербург? 7) В какой книге отразились впечатления писателя от пребывания на каторге? Учитель: «Записки из Мертвого дома» — это первый опыт осмысления России через каторгу → А. П. Чехов «Остров Сахалин» → А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».Выступление учащихся III группы : «Возвращение Достоевского и творчество 60-х-70-х гг.» Запись в тетрадях: 1864 г. — «Записки из подполья» как пролог к большим романам Достоевского. В 60-х-70-х гг. созданы пять больших романов, которые исследователи называют классически высоким определением «Пятикнижие»: «Преступление и наказание» , «Идиот» , «Бесы» , «Подросток» , «Братья Карамазовы» . IV.
Анализ учителем наглядных пособий: факсимиле черновиков . Интересно то, что Достоевский в создании образа шел от рисунка к словесному образу. Из 2-х т. «Воспоминания современников» зачитываются Воспоминания Христины Алчевской О журналистской деятельности Достоевского. V. Итог урока: какой этап жизни и творчества оказал наибольшее впечатление . Домашнее задание: Последние годы жизни; журналистская деятельность писателя. Пушкинская речь на открытии памятника поэту в Москве .