Ленинградская блокада в «Записных книжках» Л. Гинзбург и «Записках» О. Фрейденберг

Представляется логичным сопоставить две книги, вместившие две судьбы, — «Записные книжки» Л. Я. Гинзбург и «Записки» О. М. Фрейденберг. Первые самой Гинзбург названы «дневником по типу романа», вторые Н. В. Брагинская назвала «филологическим романом». Оба «романа» писались почти одновременно; их авторы жили в одном городе, принадлежали к одной среде , часто описывали одни и те же явления.

Напрашивается сравнение этих дневников в «сильной позиции».

Такой «сильной позицией», несомненно, является хроника

блокадного Ленинграда, развернутая на страницах обоих «романов», — в «Записках блокадного человека» Лидии Гинзбург и «Осаде человека» Ольги Фрейденберг. Стоит остановиться на одной из жизненно важных тем блокадного времени, к которой обращаются оба автора, — теме водопровода. И Гинзбург, и Фрейденберг пишут о водопроводе расширительно — не только в связи с жизнью и смертью, но и в связи с судьбами цивилизации и культуры.

Они свидетельницы крушения системы городского водоснабжения — и это для них знак крушения цивилизации.

Но на этом заканчивается сходство позиций; в «сильной позиции»

яснее не просто разность — прямая противоположность мировоззрений.

1

Фрейденберг вписывает тему водопровода в свой миф. Согласно ее мифу, Одинокий ученый, преследуемый обществом, хранит «в катакомбах» светоч культуры; он подобен первым христианам. Ученый, как в древние времена мученики и святые, противостоит могущественному Риму — в его новом обличье.

О. Фрейденберг отрицает не только советскую власть, но все обличья Рима, любые государственные системы. Ее ответ на проявления государственной мощи — отказ, анархический протест: «Я ненавижу государство, власть, политику»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Ленинградская блокада в «Записных книжках» Л. Гинзбург и «Записках» О. Фрейденберг