Конспект урока по ОРКСЭ «Этикет» 4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Учитель: Веденеева Наталья Николаевна
Тема: Этикет
Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека
Задачи:
Познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, работу со словарем;
Познакомить с некоторыми правилами этикета;
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
Воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, толковые словари.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания
1. Духовный мир-это…
А) предметы,
Б) духовный мир,
В) знания,
Г) вещи.
2.Мы называем Родину Отечеством потому, что-
А) соблюдаем традиции народа,
Б) прадеды защищали нашу землю от врагов,
В) отцы и деды здесь работали и учились,
Г) верны все ответы.
3.Культурные традиции помогают:
А) получать хорошие отметки в школе,
Б) быть честным,
В) вырасти сильным.
4. Материальная культура — это…
А) правила поведения,
Б)
В) животный мир,
Г) предметы человеческого труда.
5. Духовная культура — это…
А) знания музея,
Б) природа,
В) предметы материального мира,
г) традиции и обычаи.
Сообщение темы и целей урока.
— тема нашего урока «ЭТИКЕТ»
— на уроке мы узнаем, что такое этикет
— поговорим об одежде и этикете
— а также о значении речи для этикета
— и выясним, какие правила этикета должен знать каждый
Изучение нового материала
Работа с толковым словарем Ожегова.
.
Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет .
Вывод:
Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то — нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет!
Беседа по теме.
Учитель: Этикет уже был, когда самого слова еще не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.
От французского названия карточек — «этикетка» — и произошло слово Этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
Особую роль в этикете играет одежда.
Этот выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. .
Но с точки зрения этикета главное — уместность одежды. .
Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой — спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.
— Так какую роль одежда играет в этикете? .
Учитель: Огромное значение в этике придается речи. .
Откройте учебники стр. 56-57 прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: Какую роль речь играет в этикете?
Ответы учащихся… .
Учитель: Ребята мы с вами посещаем театр. А кто мне сможет рассказать как правильно вести себя в театре?
Ответы учащихся…
Учитель: хорошо ли зверята ведут себя в зрительном зале? Почему?
Ответы учащихся…
Вывод:
Воспитанным детям пора это знать:
Во время спектакля не нужно жевать!
Во время спектакля другим не мешай.
И громко с соседкой своей не болтай!
Учитель: Как вы думаете, правила повеления за столом будут относиться к этикету? Почему?
Ответы учащихся…
— да действительно, правила поведения за столом являются частью этикета.
Послушайте несколько правил о поведении за столом:
Садиться за стол можно только с чистыми руками
Сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не на краю стула, но и не приваливаясь к его спинке, не болтать ногами и не толкать соседей
На стол можно положить только запястье, а не локти
Руки следует держать как можно ближе к туловищу, не расставляя их слишком широко в стороны
Сидя за столом, только слегка наклоняют голову над тарелкой, а не низко сгибаются над ней
Разговаривать во время еды не следует.
Есть нужно не торопясь.
Не облизывайте тарелку
Не допивайте суп из тарелки
Вывод:
Медвежонок хлеб жевал — Крошки хлебные ронял. Говорил с набитым ртом — Что? Не мог понять никто. После взялся за компот — Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко, Застыдили медвежонка: — Ты не знаешь? За столом. Надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не говорить, Крошки на пол не сорить. После встать из-за стола.
В шубке чистой, как была.
Учитель:
Ребята, какие правила этикета должен знать каждый из нас? . Приведите примеры.
Вывод:
Правил этикета много. А вот основа у всех правил один — здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не знают, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи.
Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передается по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.
Закрепление изученного материала.
Задание 1 . Составь пословицы. Соедини линией.
Молчание — золото | |
Хоть не богат, | По делам гляди |
В деревню, где живут одноногие, | А гостям рад |
Слово — серебро, | Дорога любовь |
По одежде не суди, | А в гостях — как велят |
Не дорог подарок — | Надо идти на одной ноге |
Задание 2 . Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения.
А. Барто «В театре».
Когда мне было восемь лет, Я пошла смотреть балет. Мы пошли с подругой Любой. Мы в театре сняли шубы, Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки. Наконец-то я в балете! Я забыла все на свете. Даже три помножить на три Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре, Как я этого ждала. Я сейчас увижу фею. В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке. Вдруг оркестр грянул в трубы, Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нет номерка. Фея кружится на сцене — Я на сцену не гляжу. Я обшарила колени — Номерка не нахожу. Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета! Все сильней играют трубы, Пляшут гости на балу. Мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то… Я в соседний ряд ползу. Удивляются ребята: — Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала — Я не видала ничего: Я номерок внизу искала. И наконец, нашла его. А тут как раз зажегся свет, И все ушли из зала. — Мне очень нравится балет, — Ребятам я сказала.
Ответь на вопросы.
Увидела ли спектакль героиня? ____________________________________________________________________
Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставь пропущенные слова.
Правила поведения в театре.
Главное правило — приходить _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.
Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _______________________________________ ряда, остальным нужно подождать.
У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись __________________________________________________________ к сидящим.
Если бы вы опоздали и пришли с началом Спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ сесть на свое место.
Нельзя в театре занимать ___________________________________ места!
В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.
Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если Вы не успели перекусить — в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.
Соблюдение тишины во время спектакля — главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.
Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________
Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождется, пока занавес опустится в последний раз.
На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника — посещения театра.
Бутерброды,
Вежливы,
Лицом антракта
V. Подведение итогов.
Что такое этикет?
Какие правила этикета запомнили?
Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.
VI. Лист самооценки.
Кое-как |
VII. Домашнее задание.
Читать стр. 56-57
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.