Конспект урока физики для 7 класса «Молекулы»
Гусева Людмила Александровна,
Учитель физики и информатики МАОУ лицея № 82, г. Нижний Новгород
Методическая разработка урока
Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?
Физика, 7 класс
Тема урока
Молекулы Тип урока: открытия нового знания.
Место урока в системе уроков: Урок относится к разделу
Первоначальные сведения о строении вещества. На изучение темы Молекулы по программе Е. М. Гутника, А. В. Перышкина Физика. 7-9 классы отводится 1 час. Тема изучается впервые.
В 10 классе при изучении молекулярно-кинетической
Опорные знания: вещество, материя, физическое явление, физическое тело, наблюдения, опыты, гипотеза.
Знания, полученные на уроке, будут служить базой для изучения тем
Диффузия Движение молекул, Притяжение и отталкивание молекул, Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений, понятия диффузия.
Цель урока: Сформировать представление о строении вещества.
Задачи:
Дидактические:
Дать понятие о мельчайшей частице вещества — молекуле.
Объяснить изменение
Сформировать представление о размерах молекул.
Рассмотреть свойства и состав молекул разных веществ.
Развивающие:
Обучить физическим приемам мышления, методам познания.
Развивать умение ставить физические эксперименты.
Развивать эвристическое, творческое и логическое мышление.
Развивать познавательную активность.
Формировать межпредметные связи.
Развивать умения анализировать и делать выводы.
Расширить научный кругозор.
Воспитывающие:
Воспитывать умение логически строить свой ответ.
Формировать учебное сотрудничество.
Формировать научное мировоззрение.
Общеобучающие:
Обучить умению объяснять явления на основе физических знаний.
Формировать умение ставить физический эксперимент и объяснять его.
Продолжить работу по формированию умения работать в группе.
Формировать практические умения при постановке опытов.
Диагностика умений и навыков
К моменту изучения темы
Молекулы учащиеся владеют терминами физическое тело, физическое явление, вещество, материя, знакомы с методами физических исследований, умеют проводить измерения физических величин, умеют делать выводы из опытов.
Методы:
Проблемно-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа, практическая работа.
Ожидаемый результат урока
В результате учебной деятельности на запланированном уроке учащиеся должны освоить понятие
молекула, представление о строении вещества, умение проводить физический эксперимент для получения новых знаний, умение обобщать и делать выводы.
Основной материал
Строение вещества. Молекула. Размеры молекулы. Расстояние между молекулами состав молекул.
Атом.
Оборудование для учителя:
— учебник А. В. Перышкина
Физика.7 класс, доска, мел, спички.
Оборудование для учащихся
— учебник А. В. Перышкин
Физика, 7 класс, тетрадь, ручка;
— воздушный шарик, ступа, пестик, кусочки мела, стакан, вода, гуашь, установка для демонстрации расширения тел при нагревании, спиртовка, штатив, спиртовка, колба с подкрашенной жидкостью.
Деятельность учителя | Психологическое обоснование |
I. Организация класса | |
— Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит разрешить важную научную проблему. Более 2500 лет назад Демокрит, философ, живший в Древней Греции, задался вопросом: Из чего состоит вещество? | Создание положительной атмосферы для обучения. Привлечение внимания учеников. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | |
— Что называется физическим телом? | Актуализация знаний. Выявление связей. |
— Из чего состоят тела? | Актуализация знаний. |
III. Построение проекта выхода из затруднения | |
— А из чего состоят вещества? | Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие эвристического мышления. |
— Как мы можем определить, какая из ваших догадок верна? | Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом. |
— Так поступил Демокрит, живший 2500 лет назад. Он предположил, что вещества состоят из мельчайших частиц. | Привлечение внимания учащихся. Подготовка их к получению новых знаний. |
— Как вы думаете, что он сделал, чтобы проверить свое предположение? | Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом. |
— Нам сегодня предстоит проделать путь Демокрита — проверить гипотезу на опыте и вывести физический закон. | Подготовка детей к изучению новой темы, постановка цели урока. |
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: Как устроении вещество, или Был ли прав Демокрит | Формулировка темы урока. |
Запишем нашу гипотезу: . Гипотеза: все вещества состоят из мельчайших частиц. | Формулировка учебной задачи. |
Чтобы проверить гипотезу о строении вещества, организуем 5 рабочих групп. | Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
IV. Реализация построенного проекта | |
В каждой группе выберите руководителя, лаборанта, экспериментатора, теоретика, научных сотрудников. | Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
— Руководители научных групп, пожалуйста, возьмите бланки с заданием. | Организация деятельности учащихся. |
— Научные сотрудники, запишите на бланке фамилии и должности в вашей группе. | Организация деятельности учащихся. |
— На бланках описан эксперимент, который ваша группа будет проводить, чтобы проверить гипотезу о строении вещества. Прочитайте. | Организация деятельности учащихся. Восприятие учащимися учебной задачи. |
— Лаборанты, получите, пожалуйста, необходимое оборудование для эксперимента. | Организация деятельности учащихся. |
— Экспериментаторы проводят эксперимент, пользуясь помощью учителя. | Организация деятельности по решению учебной задачи. |
— Научные сотрудники на бланках должны описать: Действия экспериментатора; Наблюдаемые явления; Выводы теоретиков | Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
— Теоретики основывают результаты эксперимента и делают выводы о строении вещества и его свойствах. | Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи. |
— Приступайте к работе. Руководители контролируют ход работы; Лаборанты собирают установку; Экспериментаторы проводят опыты; Теоретики анализируют наблюдения и делают выводы; Научные сотрудники фиксируют ход эксперимента и выводы теоретиков. | Учебное действие — анализ. Поисковая и практическая деятельность учащихся. |
— Группа №1 вы готовы представить результаты? | Проверка готовности класса к работе. |
— Опишите, какой эксперимент вы проводили, и какие выводы сделали? | Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
— Молодцы! Вы все хорошо поработали. | Эмоциональная оценка. |
— Ваши эксперименты помогли доказать гипотезу? | Анализ результатов деятельности. |
— Вот и Демокрит доказал свою гипотезу опытами, и в результате сформулировал теорию о строении вещества — молекулярно-кинетическую теорию. Частицы, из которых состоят вещества, он назвал молекулами. | Учебное действие — обобщение. Вербализация физического явления. |
— Запишите в тетрадях: Молекула — это мельчайшая частица вещества. | Теоретическое определение физического понятия. |
— Раз молекула — это мельчайшая частица вещества, значит ли это, что молекулу нельзя разделить на более мелкие частицы? . | Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
— А почему тогда говорят, что молекула — это мельчайшая частица вещества, а не атом? | Проблемный вопрос. Учебное действие — анализ. |
— Дело в том, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных веществ — имеют разный состав. Из одних и тех же атомов можно построить молекулы разных веществ. Например: Молекула кислорода О2 состоит из двух атомов кислорода . Молекула озона О3 состоит из трех атомов кислорода. Атомы одни и те же, а вещества разные. Поэтому молекула считается мельчайшей частицей вещества. | Переключение внимания учащихся с абстрактных понятий на визуальное восприятие. Учебное действие — сравнение. Формирование представлений о строении и составе молекул. |
— Запишите: Молекулы одного вещества одинаковы. | Учебное действие — операция абстрагирование. |
— Что мы уже знаем о молекулах? | Закрепление знаний. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
— Эти знания о молекулах и составляют учение о молекулах — молекулярно-кинетическую теорию. | Учебное действие — обобщение. |
— Начертите в тетради таблицу . Запишем 1 положение МКТ. | Учебное действие — операция абстрагирование. |
Раздает каждому ученику текст поэмы Тита Лукреция Кара О природе | Подготовка к зрительному восприятию информации. |
— О природе вещей люди задумывались задолго до Демокрита. Сохранилось более древнее сочинение философа Тита Лукреция Кара О природе вещей | Зрительное и слуховое восприятие информации. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
— Найдите здесь доказательства первого положения МКТ? | Поисковая деятельность учащихся. |
VI. Реализация построенного проекта | |
— А что происходит с телами при нагревании? | Вербализация зрительных ощущений. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
— Группа №2, объясните на основе МКТ. почему тела при нагревании увеличиваются? | Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
— Молодцы вы очень наблюдательны. | Эмоциональная оценка. |
— Группа №3, справедлив ли вывод группы №2 для вашего опыта? | Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
— Под таблицей запишите: При нагревании расстояние между молекулами увеличивается, при охлаждении — уменьшается | Перевод экспериментальных действий в теоретическую форму. Учебное действие — абстрагирование. |
Запишем 2 положение МКТ: | Вербализация физического понятия. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства второго положения МКТ? | Поисковая деятельность учащихся. |
VIII. Реализация построенного проекта | |
— Группа №4, доказывает ли ваш опыт 2 положение МКТ? | Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
— Молодцы! Вы отлично справились с заданием. | Эмоциональная оценка. |
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
Запишем 3 положение МКТ: | Вербализация физического понятия. |
X. Реализация построенного проекта | |
— Группа №5, расскажите, что вы наблюдали в ходе эксперимента и как взаимодействуют молекулы друг с другом? | Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности. |
— Все верно. | Подтверждение. |
XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства третьего положения МКТ? | Ученое действие — анализ, абстрагирование. |
XII. Рефлексия учебной деятельности | |
— Давайте сформулируем наше сегодняшнее открытие. Какова была наша гипотеза? Подтвердилась ли она? Как мы смогли ее подтвердить? | Подведение итогов урока. Акцентирование внимания учащихся на знаниях, полученных на уроке. Учебное действие — обобщение. |
— Как вы думаете, насколько это открытие для людей и почему? | Осознание значимости своей деятельности учащимися. Учебное действие — анализ, обобщение. |
— Но почему тогда все физические тела не распадаются на отдельные молекулы, а существуют как единое целое? Природу этого явления мы выясним на следующем уроке. А сейчас — домашнее задание. | Подготовка к восприятию учебного материала на следующих уроках. |
XIII этап. Домашнее задание | |
— Запишите задание на дом: §7, 8, ? после §; Заполнить таблицу в тетради примерами из поэмы О природе вещей | Постановка задачи по закреплению учебного материала для самостоятельного выполнения дома. |
Домашнее задание:
§7,8, вопросы;
Выучить записи в тетради
ПАСПОРТ МОЛЕКУЛЫ
ЛАТ. ИМЯ
МЕСТО ОБИТАНИЯ
Из чего состоит вещество или Был ли прав Аристотель?
Гипотеза:
Все вещества состоят из мельчайших частиц.
Основные положения молекулярно-кинетической теории:
Все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
Молекулы непрерывно и хаотически движутся.
Молекулы взаимодействуют между собой.
Оформление доски
Самоанализ урока
Использованные материалы
А. В. Перышкин
Физика.7 класс, М: Дрофа, 2015
Изображения в презентации:
Слайд 1: