«Властителям и судиям» анализ стихотворения Державина

Стихотворение «Властителям и судиям» было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано — в «Санкт-Петербургском Вестнике». С большим трудом добивался поэт этой публикации.

И все же обличительная ода была напечатана в популярной газете. Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него свое чисто «русское» возмущение от «деяний сильных мира сего».

На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделенные высокой властью. Автор

убеждает читателя в том, что властвовать на Земле может только Бог, и лишь он может быть справедливым. По мнению Державина, «властолюбцы» не способны понять простого человека и тем более помочь ему.

Поэт горько «кричит» о несправедливости, подлости, равнодушии и алчности добравшихся до власти «земных богов». Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема ее ясна — убедить правителей жить по законам человечности и добродетели.

Еще Державин обращается и к «судиям». Он в их лице видит мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стиха — посодействовать «высокому

судейству» и покарать «возмущенным» словом «зазнавшихся» владык.

По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание «карай лукавых» — это явный призыв к политическому перевороту. Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно отнеслась к «Властителям и судиям».

В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела. Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.

Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: «Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно. Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения…

И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств. И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный… Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек.

Он стал клеймить «земных» правителей силой своего поэтического слова».

«Властителям и судиям» написано Ямбом, с помощью перекрестной рифмы: судит-будет , их-злых . Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: невинных-бессильных , покров-оков , знают-потрясают . Но есть и исключения: судья — я, внемли-земли.

В Эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги властны, страстны, смертны. Это придает стихотворению торжественность и силу. Историзмы : рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ — подчеркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова.

Слог Державина величав и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина Сравнения :

И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Прилагательные увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.

Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И все же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью — Одой — называют державинское стихотворение.

Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Властителям и судиям» анализ стихотворения Державина