Исход — возмездие
В просматриваемых номерах «Литературы» наткнулся на материалы по «Пиковой Даме» . Перечитал. И в какой уже раз задела, зацепила, затронула сердце эта пушкинская жемчужинка…
Всякий выбор нравственен. И, колеблясь и рассуждая, мы восходим к понятиям все более высокого порядка, пока, наконец, какие-то покажутся нам достаточными для опоры и отталкивания в решении.
Германн сделал выбор и ошибся. Ошибся не за игровым столом — свой путь к катастрофе он начал гораздо раньше: в первом фантастическом сне можно увидеть первый шажок.
Старуха подкрепляет его уверенность своим отказом. В ее устах слово «шутка» звучит прямо в противоположном значении — и это понимает герой. Не вспомнила ли она несчастного Чаплицкого в эту минуту?
Потом высшие силы велят ей все же открыть правду: человеку не доверено вершить судьбу другого человека! Германну дается шанс свыше! За его утверждением: «Сказка!» — чувствуется желание усилить и выразить вслух недоверие.
От градации: случай-сказка-шутка протягиваются ассоциативные ниточки к другому ряду: Анна Федотовна-Чаплицкий-Германн.
Получив от лица высших сил шанс, Германн им не воспользовался. Почему? А это уже раздвоившийся, полусумасшедший человек, потерявший контроль над своим рассудком.
Но здесь глубокая и трагическая вина его самого, позволившего страстям взять над собой верх и уже заранее сделавшего неверный выбор.
С кем же он играет? Скорее всего — с самим собой. И шансы тут абсолютно равны, а неудача выпадает не как месть, а как монетка — вдруг, случайно нежелательной стороной вверх.
Высшие силы нравственны и мудры. Они вмешались всего один раз — с появлением призрака. А несчастный губит себя сам. Как определить эти силы?
Может быть, это истина, справедливость, высшая гармония? Оцените жизненный путь героев повести с точки зрения нравственного равновесия — и сделаете заключение о степени их успешности, удачливости.
Германн сам себе судьба. Он проигрывает, даже получив поддержку высших сил, — в этом гениальность задумки автора, достигшего максимально возможной объективности в изображении своего героя: он наказывает себя сам.
Не ошибись Германн сейчас, он обдернулся бы в другой раз, это для него неотвратимый исход — возмездие. Но другого раза автор не дает. Он тоже сделал выбор.
Пушкин потому первый поэт и первый русский человек, что обладает фантастическим душевным равновесием, гармонией, а потому — устойчивостью и силой.