Интегрированный урок музыки и внеклассного чтения «Мы любим сказки» — скачать бесплатно
МЫ ЛЮБИМ СКАЗКИ
Ветвицкая И. Н.
МБОУ Гимназия №69 г. Краснодар
Интегрированный урок: музыка и внеклассное чтение.
Тема. Мы любим сказки.
Цель. 1.Познавательные:
Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций.
Развивать самостоятельность при организации моделирования.
3. Воспитательные:
Воспитывать культурное общение: учитель — ученик, ученик — ученик.
Оборудование.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о сказках.- Кто может объяснить эти слова: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»?
Ученик. Потому, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны. Разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби?
Вряд ли можно встретить в жизни человека, который бы поверил бы, что из тучи вместо дождя падают блины.
Учитель. Так, что же в сказке говорится о том, чего не было? Зачем
Ученик. Она учит быть добрым, искренним, справедливым, противостоять злу, презирать хитрецов, льстецов, ненавидеть злодеев и врагов.
Учитель. — Откуда пришли к нам сказки?
Ученик. Рассказывали сказки бабушки внукам. А те вырастали — рассказывали своим внукам.
Так и становились сказки народными.
Учитель. В древности до 1649 г. сказки называли по — другому. Их называли «басни», «байка», а сказочников, которые рассказывали их «бахарями».
Почему байка? От глагола баять — говорить. Позже людей, которые рассказывали сказки, стали называть сказителями.
Сказки любили не только Дети, но и взрослые. Сказочников ценили. Даже освобождали от тяжелой физической работы; только бы рассказывали.
Известный сибирский сказочник И. Е. Сороковиков — Магай в 1930 г. вспоминал «Приезжаешь на мельницу — даже принимают мешки мне помогать. Он сегодня будет рассказывать сказки! И пускали вне очереди. Смелем тебе, только говори сказки нам». Сказок было так много, что нашлись люди, которые стали записывать сказки.
И один из таких собирателей Александр Николаевич Афанасьев. Он собрал более 600 сказок.
Учитель. — Какие народные сказки вы знаете?
Ученики. «Василиса Прекрасная», «Крошечка — Хаврошечка», «Царевна — лягушка», «По щучьему веленью», «Репка», «Сивка — Бурка», «Колобок».
Учитель. Композиторы тоже когда — то были маленькими, им бабушки и мамы рассказывали сказки. А вот когда они выросли и стали взрослыми, о своих любимых сказках они рассказывали языком музыки.
Современный композитор Г. Струве к своей любимой сказке написал песню «Колобок» Исполняется песня «Колобок» слова В. Татаринова, музыка Г. Струве.
Кто там катится в дали Припев: Колобок, колобок,
Без тропинок и дорог? Ну куда же ты дружок?
Ты зачем на край земли Ну какой тебе прок,
Разбежался колобок? Убегать за порог?
Я от дедушки ушел, 3. На пригорок, на горбок,
Я от бабушки ушел, Через поле и лесок,
Не попался на зубок Полечу, я, колобок,
Вот какой я колобок. Жаль, что я не голубок.
Снова мчался колобок, 5. Он и волку и лисе
Улыбался колобок. Все хвалился и хвалился,
С кем встречался колобок, Ну, а дальше, знают все,
Похвалялся колобок. До чего он докатился. Ах!
Учитель. — Какой Колобок по характеру в сказке и песне?
Ученики. Он веселый, задорный, зазнайка, хвастунишка.
Учитель. К своим любимым сказкам композиторы пишут не только песни, но и инструментальную музыку. П. И. Чайковский написал фортепьянную пьесу, в ней музыкальными звуками нарисован портрет сказочного героя. Кто это? .
Учитель. — Каких еще отрицательных героев сказки вы знаете?
Ученики. Кащей Бессмертный, Леший, Водяной.
Учитель. У каждого народа в своих сказках были свои отрицательные герои, с которыми сражались, чье зло побеждало добро. В Норвегии это были тролли, кобольды.
В Англии — гномы.
Ученик. Эдвард Григ жил в Норвегии. Он очень любил свою страну и, конечно же, сказки.
Его называют сказочником Норвегии. Когда он был маленьким, он верил в чудеса, верил в гномов, кобольдов. Послушайте, что он написал о своем детстве. . Звучит музыка Э. Грига «Кобольд».
Учитель. — В сказках происходят самые невероятные чудеса: разговаривают реки, деревья, звери лесные, а если случится беда — помогут Солнце, Ветер, Месяц. — Какие еще чудеса могут происходить в сказках?
Ученики. Баба — Яга летает в ступе, скатерть — самобранка может сама накормить многих людей; Иванушка превратился в козленка, Царевна — лягушка превратилась в Василису Прекрасную.
Учитель. — А в каких сказках произошло волшебство?
Ученики. «Царевна — лягушка», «Гуси — лебеди», «Сивка — бурка».
Учитель. — Но ведь сказка не сразу сказывается. С чего она начинается?
Ученик. Сказка начинается с зачина, присказки.
Учитель. — Какие это присказки?
Ученики. Жили — были, живало — бывало, в старые годы у царя было, в некотором царстве, некотором государстве, в давние времена.
Учитель. А после зачина начинается сама сказка. Сейчас вы услышите фрагмент музыкальной сказки и скажите, кто автор этой сказки и как она называется?
Ученик. Э. Григ «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт».
Учитель. Когда Эдвард Григ стал уже известным композитором, он написал волшебную музыку к спектаклю «Пер Гюнт». — Кто такой Пер Гюнт?
Ученик. Это простой человек, который отправился в чужие земли искать счастье. Он его не нашел в дальней стороне, а нашел дома.
Учитель. — А как называются сказки, которые написали писатели?
Ученики. Авторские или литературные.
Учитель. — Каких писателей — сказочников вы можете назвать?
Ученики. Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, Н. Волков, А. Толстой.
Учитель. — Сейчас ребята будут читать отрывки из сказок, а вы должны назвать сказку и автора. .
Учитель. — В отрывке из сказки «Золотой ключик» говорится о Карабасе. Этому сказочному герою посвящена песня «Карабас и тарантас».
Исполняется песня музыка А. Арутюнова, слова В. Степанова.
Покрасил Карабас Та — ра, та — ра, та — ра,
Свой старый тарантас Поехал на Кавказ,
И в та — ра, тарантасе Эх, та — ра, та — ра, та — ра,
Поехал на Кавказ. Гремя, как медный таз!
В дороге тарантас Та — ра, та — ра, та — ра,
Сломался через час В болоте он увяз
И вместе с Карабасом Эх, та — ра, та — ра, та — ра,
В болоте он увяз… Рыдает Карабас!
Скорее, Карабас, Та — ра, та — ра, та — ра,
Зови на помощь нас! Достанем тарантас,
Тебе мы из болота И вместе та — ра, та — ра.
Достанем тарантас. Поедем на Кавказ!
Учитель. — Какой Карабас в песне? В сказке?
Ученик. В сказке — жестокий, злой. В песне — растерянный, жалкий, несчастный.
Учитель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но все же сказке приходит конец. Конец у сказок бывает разный, но всегда добро побеждает зло.
Какими же словами заканчивается сказка?
Ученики. 1.»Я там был, мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».
2 «А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами».
«С той поры не знали жители аула горестей и бед».
«Вот и вся история. Поразмысли о ней на досуге».
«Заголосила старуха, да поздно».
«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
Итог. — Что нового узнали?
— Что по вашему мнению было главным?
— Можно ли сказать, что мы с вами работали плодотворно?
Учитель. Поговорили мы с вами о сказках. Вы знаете, как они начинаются и как заканчиваются. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки поучительны и у них можно многому научиться.
А так как вы любите музыку, то попрощаемся с вами песней: «Чудо сказки».
Песня «Чудо сказки» музыка С. Голикова, слова Ю. Голухина.
Нам сказки дарят чудо, 3. А в сказках все бывает,
А без чудес нельзя, Чего не может быть:
Они живут повсюду Слон в шахматы играет,
И нам они — друзья Кот может говорить.
А в сказках — рокот львиный 4. Там солнечные краски
И даже рыба — кит, И страшный Карабас.
Снегурочка с Мальвиной Нам не прожить без сказки,
И доктор Айболит. Ей не прожить без нас.