Иешуа и Понтий Пилат. в романе «Мастер и Маргарита»
Первый полный вариант романа писатель завершил в 1934 году, последний — в 1938 году, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней. Роман можно одновременно считать и бытовым, и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Четыре главы с рассказом Воланда о Христе и Понтии Пилате являются романом в романе и основой всего произведения. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи.
В Новый Завет Библии входят четыре евангелия, четыре разных варианта изображения жизни и казни Иисуса Христа. Булгаков создает еще одну,
Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые привели его к смертельному приговору. Иешуа как и обычный человек боится и боли, и смерти. Он просит Крысобоя: «Не бей меня». «А ты бы отпустил меня, игемон,- неожиданно попросил арестант,- я вижу, что меня хотят убить».
Но его душевный мир отмечен гениальностью.
Дух и разум его абсолютно независимы и свободны от стереотипов. Люди в первый момент видят в нем безумца. Он совершенно свободно разговаривает с властным римским прокуратором.
Именно независимость философа становится привлекательным примером для его слушателей. Благодаря ей он открывает истины, невидимые для других, и излагает их в своих проповедях, весьма опасных для властей. Мастер, написавший роман, понял для себя, что Добро первично. «…Все по природе своей добры.
Й надо только высвободить энергию их доброты». Но это было не в духе 30-х годов. Получалось, что добры внутренне и внешне враги страны. А выпады героя против насилия, власти! Значит, против диктатуры пролетариата!
Булгаков сделал Мастера своим двойником, с некоторыми совпадениями в судьбе и любви. В поле зрения автора попадают большей частью обыватели. А в ершалаимских главах — представители власти.
И эти два слоя очень хорошо можно совместить в сознании читателя. Во время сеанса черной магии Воланд и Фагот-Коровьев приходят к выводу, что горожане в Москве — такие же люди, как и тысячи лет назад: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди…» И представители власти мало изменились. В двух главах из четырех, написанных Мастером, основное внимание уделено Понтию Пилату — государственному деятелю, политику, воину в прошлом.
Пилат служит императору Тиверию верой и правдой, потому что боится императора. Пилату дорога собственная карьера. Пилат хотел спасти Иешуа, подсказывал последнему правильные ответы на суде. Но Иешуа не принимает компромисс.
Пилат организовал убийство Иуды, но это не исправило утреннего приговора для Иешуа. Сильное впечатление производят бытовые зарисовки. Смерть Берлиоза вызвала поток заявлений с претензиями на жилплощадь покойного: «В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».
Картина быта москвичей оставляет гнетущее впечатление. И дополняется пояснениями об исчезновении людей, об арестах, о конфискациях. Это мы находим в описании сна Никанора Босого, в истории квартиры № 50, в желании Бездомного засадить Канта в Соловки. Образ Маргариты нарисован автором с любовью и сочувствием. Автор представляет нам Маргариту ве-ликодушной, тактичной, обладающей достоинством, Булгаков наделил Маргариту чертами характера своей жены Елены Сергеевны.
Роман Булгакова встретил большой читательский интерес в России и за рубежом.