Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь проследить за жизнью Раскольникова и понять, почему же все-таки с ним произошло нравственное падение и что помогло его возрождению. О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли. Родился и вырос он в крохотном городишке, в Петербурге три года учился на юридическом факультете университета, хотел жениться на дочери
Причем, Достоевский вовсе не стремится дать все эти сведения в начале повествования, кое-что из них он дает даже в эпилоге. Естественно возникает вопрос — почему писателя совсем не интересует прошлое героя? Объясняется это интересом Достоевского к природе человека.
Ее познание, проникновение в ее тайны давало возможность определить пути нравственного
Главное в идее Раскольникова — его теория, разделение людей на «обыкновенных», которые должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, и «необыкновенные», которые имеют права делать всякие преступления и всячески переступать закон. Как сформировалась идея Раскольникова? Не составляет большого труда установить, что идея героя — это результат наблюдений, его размышлений об окружающей действительности и результат размышлений над ходом мировой истории. Раскольников болезненно ощущал бедность своей семьи, действительность каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой мир.
Отбросив мечты о переделке мира по законам всеобщего счастья, Раскольников признает «правоту» другого, противоположного, закона. История убеждает его в том, что существовали всегда две категории людей. При этом великие личности не останавливались перед жертвами, насилием, кровью, если это надо было для достижения каких-то целей. Их считали преступниками только современники. История же оправдывала жертвы законами прогресса.
Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путем попрания «тварей дрожащих» людьми сильными. Раскольниковым овладевает мысль сломать ненавистный порядок вещей. Но прежде надо было убедиться в том, что он принадлежит к разряду людей необыкновенных.
Раскольников решает убить старуху — процентщицу, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет». О мотивах Раскольникова у литературоведов не единого мнения. Они считают главным мотивом мотив искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел». Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. Подсознание «напоминает» герою, что он добрый, что же теперь он замышляет?
Сразу после убийства Раскольников понимает отчетливо, что он потерпел поражение, но он еще пытается сопротивляться, доказать себе и другим, что он все-таки не «тварь дрожащая». Внутреннее состояние Раскольникова после убийства определяется тем, что, с одной стороны, он испытывает страх быть разоблаченным, а с другой стороны, как только опасность разоблачения отступала, начинались душевные муки. На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни.
Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? Ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?».
Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы. В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям — Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.
Писатель убежден, что источник обновления жизни — не в изменении внешних условий, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям.