И. А. Бунин. «Темные аллеи»
Карточка 1
— Каков сюжет произведения?
— Дайте характеристику героини новеллы . Какая деталь подчеркнута в ее портрете? Зачем? Почему она не простила Николая Александровича?
— Кратко охарактеризуйте Николая Александровича.
Карточка 2
— Как передано авторское отношение к героям? Почему Надежда показана в обстановке чистой и уютной горницы, дома, а Николай Александрович — в дороге?
— Почему Бунин поведал историю героев в подчеркнуто драматической диалогической форме? Подготовьте чтение диалога по ролям.
А он просит прощения?
— Какой традиционный для русской литературы мотив появляется в произведении? Как он помогает понять смысл названия?
Карточка 3
— «Темные аллеи» — новелла. Согласны ли вы с этим жанровым определением?
— В чем обычность и вместе с тем неожиданность развития сюжета?
— Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову. Как вы думаете, выдержан ли этот принцип применительно
— Вспомните, когда появляется образ «темных аллей» в рассказе. Как о них вспоминает Надежда? Николай Александрович?
Кому или чему адресована его «недобрая улыбка»?
Карточка 4
— Обозначьте художественное пространство произведения. Оно соответствует фабуле или сюжету?
— Какова роль пейзажа в произведении? Найдите ключевые слова.
— Обозначим временное пространство.
Внесите необходимые, на ваш взгляд, дополнения в схему.
— Как долго длится счастье героев?
— Как писатель отвечает на вопрос, почему не сложилось счастье? Можно ли считать этот ответ полемичным по отношению к «Асе» И. С. Тургенева?
Карточка 5
— Стихотворение Николая Огарева «Обыкновенная повесть» побудило И. А. Бунина к созданию данного произведения. Выразительно прочитайте его . Сюжет новеллы полемичен по отношению к сюжету стихотворения. В чем?
Методический комментарий
Сопроводим задания, предлагаемые М. С. Донченко и М. К. Асимовой, двумя замечаниями. Первое касается характера задания, которое сам учитель именует «творческим». Словесник совершенно справедливо полагает: чтобы научить ученика читать художественный текст, необходимо насытить урок вопросами и заданиями, стимулирующими его учебную деятельность и адекватными по природе своей той деятельности, в процессе которой и происходит общение человека с произведением искусства, иными словами, вопросами и заданиями творческого характера.
С точки зрения методики творческие задания выполняют на уроке несколько функций: с одной стороны, они помогают читателю-школьнику научиться воспринимать текст «эстетически», а с другой — «снабжают» его арсеналом средств и приемов создания собственных сочинений. Для организации такой творческой работы учителю предлагается использовать приемы, суть которых, по определению методиста Н. М. Соколова, заключается в том, «чтобы вместе с учащимися нащупывать поочередно разные литературные формы… подходить к писателям как к великим специалистам, но в то же время сознавать и некоторую свою связь с их творческою работою; учиться у них приемам, но не порабощаться ими, не копировать или грубо подражать им, а именно Учиться у них «