Художественный анализ 102 сонета Уильяма Шекспира
Сто второй сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе сонетов, посвященных другу, к подгруппе стихотворений, знаменующих собой торжество возобновленной дружбы. Вероятным адресатом произведения является Генри Ризли — третий граф Саутгемптон, с 1594-го года являвшийся единственным покровителем Шекспира.
Восторженный, нежный, любовный тон первых ста двадцати шести сонетов цикла долгое время сбивал с толку и читателей, и исследователей творчества Шекспира: вплоть до начала XIX века считалось, что все сонеты английского драматурга
Любовная же манера обращения получила свое объяснение: в сонетном жанре так было принято объясняться в дружбе, которая по силе своих чувств ничем не умалялась любви.
Основная идея сто второго сонета связана с утверждением ценности любви в ее единственном, зачастую единоличном и даже молчаливом звучании. По мнению Шекспира, настоящая любовь не требует бурных изъяснений . Она
Образ Любви в сонете сливается с образом Красоты, воспеваемой Поэтом в начале весны, под которой понимается расцвет дружеских отношений. В летнюю пору, отовсюду наполненную музыкой, пение соловья теряется, утрачивает свою ценность. В летней музыке явственно видна параллель между птичьими трелями, которые характерны для первой половины лета, общим поэтическим многоголосьем, рано или поздно возникающим в литературе по отношению к тому или иному жанру или теме, и неизменным для любви/дружбы нарастанием чувств, а следовательно и словесных признаний.
Первый катрен говорит об уединенности любви, второй — о невозможности молчать, когда любишь, третий — о гибели любви и красоты под влиянием обыденности. Сонетный замок подводит итог лирическим размышлениям Поэта, пришедшего к мысли, что когда все сказано, можно уже ничего не добавлять. Молчание не умалит силы любви и не будет раздражать того, на кого она направлена.