Конспект урока по труду Тема: «Профессия вышивальщица» 9 класс
Конспект занятия
«Профориентация»
Воспитатель: О. В. Гарькова
2015-2015
Тема: Профессия вышивальщица
Группа: 9 класс, глухие и слабослышащие воспитанницы
Занятие: Профориентация
Тип занятия: Информационно-ознакомительный
Форма: беседа
Цель: Познакомить с профессией вышивальщица.
Задачи:
— познакомить с новой профессией «Вышивальщица».
— подготовка к дальнейшему профессиональному самоопределению;
— привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
—
— обогащение и активизация словарного запаса.
Словарь: Вышивальщица, швейная промышленность, вышивальные машины, вышивка вручную, гладью, ришелье, цветовая гармония.
Оборудование: компьютерная презентация, таблички со словами.
Ход занятия
Слова и действия воспитателя | Слова и действия воспитанниц | |
Организационный момент | ||
1 | 1. Приготовьтесь к занятию 2. Установка на правильную посадку: Девочки, сядьте правильно, следите 3. Проверка работы слуховых аппаратов: Как вы меня слышите? | — Я приготовилась — Я села — Я слышу хорошо |
Установка на деятельность | ||
2 | 1. Установка на правильное произношение речевого материала: Говорите хорошо, правильно, с ударением. Говорите слитно, выразительно. 2. Установка на слуховое восприятие: Слушайте внимательно. Если вы что-то не поняли, спрашивайте. 3. Какое сейчас занятие? 4. Что будем делать? Сегодня вы узнаете о Профессии Вышивальщица. | — Сегодня занятие «Профориентация» — Будем говорить о профессиях |
Основная часть | ||
3 | Ответьте на вопрос, кто знает, чем занимается вышивальщица, что это за профессия? Давайте откроем словарь и посмотрим, что в нем сказано об этой профессии? Верно, из словаря Ожегова мы узнали, что Вышивальщик или вышивальщица — человек, занимающийся вышивкой. | — Ответы воспитанниц — В словаре Ожегова Вышивальщик — человек, занимающийся вышиванием. В. по шелку. || ж. вышивальщица, — ы. Шеея-в. |
4 5 | А сейчас, давайте посмотрим и послушаем информацию о «История вышивки», которую подготовила Настя, Алсу будет ей в этом помогать, перелистывать слайды. Традиции народной вышивки богаты и разнообразны, с помощью вышивки можно узнать в какой стране вышивали изделие, и в каком городе. Давно одежда с вышивкой была для богатых людей. Ею украшались белье и костюмы, сшитые, как правило, из дорогих тканей — бархата и шелка. Узоры выполнялись шелковыми нитками, а иногда и канителью — серебряной и золотой. Все женщины были обязаны владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. С течением времени сельские девушки-вышивальщицы, приобретя необходимый опыт и сноровку, стали использовать некоторые рисунки для украшения отдельных частей своей одежды или предметов быта. Народные вышивки выполнялись обычно на полотне или холсте нитями льна и конопли, которые крестьянки сами окрашивали в домашних условиях в основные цвета: желтый, синий, красный и черный. Искусно вышитый таким образом узор превращал любую, даже самую немудреную ткань в подлинное произведение искусства. На Руси вышивкой издавна занимались женщины всех социальных слоев и бедные и богатые. В XIX веке возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины. Ведь работа на машине, с помощью которой вышивали, требовала больших физических усилий. В Петербурге были целые династии знаменитых вышивальщиков: Мазуркевичи, Давыдовы. Умницы девочки, Кристина спасибо, садись на свое место. Алсу, спасибо, садись на свое место. Девочки, вы подготовили очень интересную информацию. — Девочки, а как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который хочет получить профессию вышивальщица? Художественный вкус, чувство цвета, умение видеть Готовое изделие с первых стежков — все эти качества, наряду с терпением, усидчивостью и целеустремленностью, развивает нелегкий, но почетный труд вышивальщицы. В процессе работы вышивальщица следит за работой оборудования, качеством окраски текстильных ниток и материалов. Столь разные по сложности и трудоемкости, техники вышивки сходны в одном: все они требуют от художника в первую очередь аккуратности, усидчивости и терпения. Девушки, спокойные по характеру, добиваются большего успеха в мастерстве ручной вышивки, требующей особого терпения и опыта. Темпераментным же мастерицам будет интересно научиться творить при помощи вышивальных автоматов и полуавтоматов, совместив преимущества ручной и машинной работы. Физминутка А сейчас, Вероника познакомит нас с требованиями, к профессиональной подготовке вышивальщиц. Требования к профессиональной подготовке вышивальщиц Вышивальщица должна четко представлять себе роль декоративной отделки в костюме, ее влияние на индивидуальный характер одежды в современной моде. Поэтому в процессе подготовки вышивальщиц учат особенности вышивки на тканях различных групп, учащиеся осваивают технику и приемы выполнения всех видов вышивки. Например, изучают приемы заполнения разделками и ажурами, учатся рассчитывать и располагать рисунок, осваивать технику и приемы всех видов вырезки. Будущих вышивальщиц знакомят с устройством и обслуживанием машин. Для получения легко выполнимого узора на машинах-полуавтоматах необходимо в совершенстве знать их технические возможности и все, что связано с изготовлением и влажно-тепловой обработкой изделия с вышивкой. Работают вышивальщицы в ателье индивидуального пошива, производя вышивки непосредственно на моделях одежды и заказах; на специализированных предприятиях, в театральных мастерских. Доброжелательность, вежливость в общении с товарищами по бригаде помогут быстрее освоить все тонкости профессии, преодолеть монотонность и однообразие некоторых операций. Но и для замкнутых по характеру людей при должном упорстве и трудолюбии в этой профессии откроются любые высоты мастерства. Медицинские противопоказания: Вышивальщицей может быть каждая девушка, имеющая нормальное здоровье и хорошее зрение. Эта профессия не рекомендуется людям с высокой степенью близорукости и пониженным цветоощущением. Молодец, Вероника, спасибо, садись на свое место. Вероника ты подготовила очень интересную информацию. | — Алсу помогает перелистывать картинки презентации, Настя рассказывает воспитанницам устно, при помощи жестов и дактиля. — Пожалуйста. — Я села. — Ответы воспитанниц — Девочки знакомятся с информацией, читая с экрана вслух, сопровождают дактилем — Вероника рассказывает воспитанницам устно, при помощи жестов и дактиля. — Пожалуйста. — Я села. |
Подведение итога | ||
6 | Итак, сегодня мы с вами очень интересно побеседовали, вы узнали много нового, девочки подготовили заранее и поделились с нами новой информацией. А теперь давайте вспомним, о чем сегодня на занятии мы говорили? | — Сегодня мы говорили о: — о новой профессии вышивальщица; — об истории профессии; — о том, что делает вышивальщица; — о том, где учится вышивальщица и др. ответы воспитанниц |
Оценка деятельности | ||
5 | Молодцы девочки, вы приняли активное участие в занятии. |