Герои Лермонтова на картинах Врубеля
Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой… М. Ю. Лермонтов
Михаил Александрович Врубель — один из самых ярких и своеобразных художников в русском искусстве. Он шел своим сложным, выстраданным путем. Постоянно неудовлетворенный, ищущий, он раскрывает перед нами богатый мир мыслей и чувств, глубокого отчаяния, любви к природе и красоте.
Врубель принадлежит к тем художникам, искусство которых неразрывно связано с их личностью, с биографией, которые каждое свое произведение
Все, кто знал Врубеля при жизни, кто писал о его творчестве, видели глубокую связь художника с творчеством великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие его стихотворения наизусть, читал их друзьям и близким.
Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, мечтал о славе и признании. Поэт имел на художника особое влияние. Это влияние отразилось на становлении характера Врубеля, на отношении к людям и понимании самого себя.
Художник написал много иллюстраций к произведениям
Одна из самых знаменитых картин Врубеля — «Сидящий Демон». Поэма Лермонтова «Демон» послужила для художника толчком к созданию образа титана, в котором борются свет и тьма, добро и зло. Он горд, одинок, жаждет любви, независимости, несчастен и страдает.
Демон Врубеля, как и лермонтовский, печален, уныл и мрачен оттого, что он видит свое будущее. И в этом будущем для него нет ничего хорошего, что смогло бы сделать его счастливым.
Врубель изобразил Демона сидящим среди скал и фантастических цветов. Прекрасный юноша бессильно уронил руки на колени, устремив печальный взор вдаль. В его взгляде, в наклоне головы, в заломленных руках — тоска. В лице Демона поражают большие горящие, как бы излучающие внутренний свет глаза и запекшиеся от нечеловеческой страсти губы.
Его голова с огромной шевелюрой темных волос словно не вмещается в пространство холста. Демон объят тоской, он одинок, его тянет в долину: «Какое горькое томленье… жить для себя, скучать собой».
В образе Демона отразились личные переживания Врубеля. Художник утверждал, что вообще «Демона» не понимают — путают с чертом и дьяволом, а «Демон» означает «душа», поиск смысла жизни. «Сидящий Демон» как бы олицетворяет печаль и раздумья о несовершенстве мира.
На одном из рисунков Врубеля изображена встреча Демона и Тамары в монастырской келье. Врубель выбирает момент, предшествующий трагическому финалу:
Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее. Во мраке ночиНад нею прямо он сверкалНеотразимый, как кинжал!
Демон на этой иллюстрации угловат, резок, лицо острое, взгляд проникает в широко раскрытые глаза Тамары подобно кинжалу. Косы девушки распущены, лицо излучает восторг любви, в фигуре чувствуется робость и страх перед неизвестностью. Одна рука Тамары воздвигает преграду перед Демоном, а другая — тянется к его объятиям.
Врубель раскрыл очень сложное состояние героини: ее трепет, колебание между чувством всепоглощающей любви и страхом греха.
Картина «Демон поверженный» является логическим завершением этой лермонтовской темы, многие годы преследовавшей живописца. Почти все пространство холста заполнено телом и оперением разбившегося Демона. У него длинное хрупкое тело, изуродованное во время падения, выпяченная грудь, заломленные за голову тоненькие руки. В правой, бессильно распластанной руке зажаты перья из его поврежденных крыльев.
На его лице еще сильнее, чем на предыдущих картинах, видно выражение тоски и безнадежности. В «Демоне поверженном» Врубель выразил человеческий дух, поверженный в глубокое ущелье, разбитый и покалеченный обществом. Демон Врубеля — это гордый дух, восставший против серой бесцветной жизни, который жаждал свободы творчества, но был повержен обыденной жизнью.
Рисунки Врубеля к «Демону» и поэма Лермонтова — выдающиеся произведения. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творчеству и философскому миру так близко, как это удалось художнику. Поэта и художника объединяет сходство характеров, духовная близость, их приверженность к «Демону», тоска по любви и стремление сказать что-то новое миру.