Образ Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Сюжетная роль
Мария Ивановна Миронова — главный женский образ романа «Капитанская дочка»: она и есть дочь капитана Миронова — коменданта Белогорской крепости, павшей под натиском войска Пугачева где-то в Приуралье. По приказу Пугачева Машины родители были казнены. Машу, больную, в лихорадке, приютила семья местного священника, выдав за собственную дочь.
До кульминации повести — взятия крепости Пугачевым — мы в завязке сюжета со слов повествователя Петра Гринева узнаем о том, как они с Машей, оба лет около восемнадцати,
Внешность, привычки, характер героини
Чем замечательна Маша? Поначалу кажется, что ничем она не замечательна — как, собственно, и ее избранник Петруша Гринев. В своей последней повести Пушкин задался
А когда отец-капитан решил испытать крепостную пушку, Маша чуть не умерла от страха, так что уж с тех пор и до самого пугачевского пришествия из пушки ни разу не стреляли, чтобы не испугать капитанскую дочку.
Развитие характера
И вот эта самая Маша, «дурочка» и «трусиха», выдерживает угрозы и пытку голодом, которым подвергает ее новый комендант крепости — влюбленный в нее Швабрин, лютый враг Гринева. Швабрин требует, чтобы Маша вышла за него замуж. Она находит способ послать весточку Гриневу.
Ее письмо — шедевр пушкинского художественного эпистолярия, заставляющий вспомнить знаменитое письмо Татьяны Лариной, но с одним замечательным отличием: в этом письме влюбленной девушки нет ни слова о любви! И мудрость, и наивность, и мужество, и отчаяние, и безграничная уверенность в преданности своего рыцаря — весь этот сплав редких качеств и искренних чувств, по признанию Гринева, чуть не свел его с ума. Но, совладав с собой, он начинает действовать.
После отказа генерала дать ему отряд, чтобы «очистить Белогорскую крепость», молодой офицер вспоминает об особом расположении к нему Пугачева и, прибегнув к помощи «главного злодея», спасает Машу от Швабрина и увозит в расположение царских войск. А оттуда, в сопровождении своего верного слуги Савельича, отправляет Машу к своим родителям.
Маша, не умеющая говорить красиво и оригинально, прощаясь с Гриневым, при помощи, казалось бы, избитых, штампованных слов, умеет искренне выразить всю себя, свою безмерную благодарность и любовь. Впервые и «знаково», в пределах одной этой фразы, переходит она с возлюбленным на «ты». В одной фразе сказались и испытанные в горестях вера, надежда и любовь, и нежное, преданное сердце, и обретенные мужество и опыт: «Придется ли нам увидаться или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце».
Дочь геройски погибшего капитана Миронова повсюду встречают с почестями. А те, кто узнают ее ближе, не могут не согласиться с Савельичем в том, что другого такого «ангела Божия» на грешной земле не найти и «что такой невесте не надобно и приданого». Старики Гриневы сразу ее полюбили, и вопрос о свадьбе был решен — как вдруг новые напасти: по навету Швабрина Гринев попадает под суд над «пугачевцами» и, не желая впутывать в «расследование» Машу, молчит об истинной причине своих наездов в пугачевский стан.
Его приговаривают к вечному поселению в Сибири.
Получив известие о печальной судьбе Гринева, Маша догадывается и о том, почему он молчал на следствии, и о том, что теперь настал ее черед спасать. И тут мы возвращаемся в мир русских народных сказок: отправившись искать правды в самом Петербурге, Маша Миронова в царскосельском саду случайно встречается с самой царицей. Но гений Пушкина и тут побеждает условность сюжета, заставляя читателя переживать все нюансы решительного объяснения о судьбе Гринева.
Когда еще не узнанная Машей Екатерина Вторая читает заранее заготовленное прошение и строго отзывается об «изменнике» и когда Маша вскрикивает «Ах, неправда!» — мы волнуемся и верим.
Замечательно окончание повести о капитанской дочке: получив прощение для Гринева, Маша тут же уезжает в деревню, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург». Тщетны потуги петербургской образованности, молодая европейская столица нисколько не интересна красной девице из русской сказки, у которой какая-то своя нравственная сила своей «умом непонятной» природы…