О заметках «Несвоевременные мысли» М. Горького
Заметки, собранные под названием «Несвоевременные мысли», публиковались в газете «Новая жизнь» в тысяча девятисот семнадцатого-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе «о революции и культуре». «Несвоевременные мысли» — живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ в русском человеке.
Но Горький видит разрушение культуры
Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест писателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции «Грабь награбленное». «Грабят — изумительно, артистично: нет сомнения, что об этом процессе самоограбления России история будет рассказывать с величайшим пафосом.
Грабят и продают церкви,
Горький клеймит революционные власти, которым «нет дела до России», которые производят «жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт над русским народом…»
«Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мораль в смысле ежедневного следования нормам поведения. Он говорит о способности русского человека на подвиг, самопожертвование, которая сочетается с отсутствием «органической брезгливости ко всему грязному и дурному».
Русская душа готова скорее «к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности высших проявлений духа, чем к морали в обиходе».
Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества — морали, духа, культуры.