Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник»
У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, — они есть. Н. С. Лесков
Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А. И. Герцен
Эпиграфы .
Репродукции: Н. И. Аргунов. «Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой»; Рафаэль. «Святая Цецилия…».
Музыкальная запись: П. И. Чайковский. «Симфония № 6», финал .
Цели урока
Закрепление основных понятий, связанных с творчеством Н. С. Лескова . Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской
Подготовка к уроку
Раздаются задания исследовательским группам , проводятся групповые и индивидуальные консультации , предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.
Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы — таблички с условными названиями:
I этап урока — организационный.
Негромко звучит музыка Чайковского.
Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передает учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.
Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.
II этап — обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.
III этап — выступления старших в группах .
Поисковый лист 1-й группы
Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.
«Тупейный Художник» Н. С. Лескова и «Сорока-воровка» А. И. Герцена.
Вопросы и задания
1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему посвящается?
Как понимаете смысл эпиграфа?
2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?