Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник»

У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, — они есть. Н. С. Лесков

Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А. И. Герцен

Эпиграфы .

Репродукции: Н. И. Аргунов. «Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой»; Рафаэль. «Святая Цецилия…».

Музыкальная запись: П. И. Чайковский. «Симфония № 6», финал .

Цели урока

Закрепление основных понятий, связанных с творчеством Н. С. Лескова . Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской

работы. Развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения. Воспитание тактичности и чувства коллективизма . Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся.

Подготовка к уроку

Раздаются задания исследовательским группам , проводятся групповые и индивидуальные консультации , предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы — таблички с условными названиями:

«История создания», «Композиция», «Главные герои», «Изображение крепостного права», «Язык рассказа».

I этап урока — организационный.

Негромко звучит музыка Чайковского.

Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передает учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.

Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.

II этап — обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.

III этап — выступления старших в группах .

Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

«Тупейный Художник» Н. С. Лескова и «Сорока-воровка» А. И. Герцена.

Вопросы и задания

1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему посвящается?

Как понимаете смысл эпиграфа?

2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник»