А. А. Блок «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом»

При первом чтении цикл «На поле Куликовом», признанный блоковский шедевр, может озадачить и даже разочаровать. В самом деле, чего читатель ждет от произведения с таким заглавием? Сюжета с броскими эпизодами, знакомыми по учебникам истории ; торжествующе-победной интонации или плача о потерях.

Брюсов, наверное, так бы и написал. А что сделал Блок?

Попытка вычитать из цикла исторический сюжет скоро запутывается в противоречиях. Вначале еще можно решить, что мы присутствуем

при переправе русского войска через Дон накануне битвы. Правда, и здесь уже много непонятных деталей: «домчимся» вызывает ассоциации скорее со степной ордой, чем с русскими ратниками, предстоящий бой почему-то назван «вечным», затем будущее время неожиданно сменяется настоящим, ночь — закатом , а бой представлен как стремительное и непрерывное движение . Второе и третье стихотворения цикла как будто бы переносят нас к сцене гадания в ночь перед битвой, но непонятно, почему эта сцена описана как повторяющаяся , и неясен женский образ, к которому обращается лирический персонаж . А затем читатель, и без того
сбитый с толку этими противоречиями и неясностями, обнаруживает, что четвертое и пятое стихотворения в исторический сюжет не вписываются уже решительно.

В четвертом герой странным образом не может прорваться туда, где идет битва ; а пятое начинается утверждением, что никакого боя вроде бы не предвидится , а кончается обратным: «вражий стан», «час настал»…

Видимо, мы неверно выбрали «ключ» к тексту — перед нами не поэтическая картина на историческую тему, а нечто иное. Попробуем понять, что же именно, медленно вчитываясь в текст. Но сначала — несколько предварительных замечаний.

ЖАНР. Лирический цикл — жанр, редкий в классической поэзии, но чрезвычайно характерный для ХХ века, для русских символистов в особенности. Сплошную организацию своего творчества в книги, главы и циклы первым из них предпринял Брюсов, и с его легкой руки она стала нормой в русской поэзии того времени. Блок довел ее до предела: вряд ли во всей русской поэзии мы найдем столь же сложное и продуманное построение, чем три тома его лирики.

Каждое блоковское стихотворение последовательно включается в рамки цикла, раздела, главы, тома — и только в контексте всей трилогии обретает всю полноту своего смысла.

Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность , но при этом связано с остальными сетью перекличек — сюжетных, словесных, метрических и прочих. Следовательно, на такие переклички следует обращать внимание: они требуют осмысления.

СИМВОЛ И СИМВОЛИЗМ. Сущность поэтики символизма — в постоянном соотнесении нескольких смысловых рядов. Как это делается, можно увидеть на примере строфы из Андрея Белого:

Роза в золоте кудрей, Роза нежно колыхается, В розах золото лучей Красным жаром разливается.

Живописный эффект здесь несомненно присутствует, но вовсе не он главная забота поэта. «Золото» здесь прежде всего знак горнего света , «роза» — символ любви , а красный цвет обозначает чувственное томление. Таким образом, за живописной картинкой скрывается совсем иной смысл: «Земная, плотская любовь есть преломление горнего, божественного света».

Все это значит: символистская поэзия обращена к «своему» читателю, который, во-первых, готов к тому, чтобы за буквальным смыслом слов искать иносказание, а во-вторых, знаком с символическим словарем поэта .

ОСНОВЫ БЛОКОВСКОЙ МИФОЛОГИИ. Лирика Блока, начиная уже со «Стихов о Прекрасной Даме», строится вокруг взаимоотношений трех персонажей: лирического героя , его двойника и героини, чей лик тоже двоится .

Лирический герой у Блока имеет одну черту, которая отделяет его от «них», от «толпы»: он видит иную действительность, часто — более страшную, но всегда более реальную, скрытую за общедоступной «кажимостью». Двойник — воплощение темной стороны лирического героя, олицетворение его дурных страстей и помыслов

Итак, первое стихотворение цикла при внимательном прочтении дает нам общую установку: Блок пишет не историческую картинку, а символистскую лирику, его Куликово поле — не на донском берегу и не в 1380-м, а вне времени, в душе поэта , таинственно связанной с иными мирами, и происходящее там только отражается здесь — в той или иной форме.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: А. А. Блок «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»