А. А. Блок «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
Стихотворение в контексте цикла «На поле Куликовом»
При первом чтении цикл «На поле Куликовом», признанный блоковский шедевр, может озадачить и даже разочаровать. В самом деле, чего читатель ждет от произведения с таким заглавием? Сюжета с броскими эпизодами, знакомыми по учебникам истории ; торжествующе-победной интонации или плача о потерях.
Брюсов, наверное, так бы и написал. А что сделал Блок?
Попытка вычитать из цикла исторический сюжет скоро запутывается в противоречиях. Вначале еще можно решить, что мы присутствуем
В четвертом герой странным образом не может прорваться туда, где идет битва ; а пятое начинается утверждением, что никакого боя вроде бы не предвидится , а кончается обратным: «вражий стан», «час настал»…
Видимо, мы неверно выбрали «ключ» к тексту — перед нами не поэтическая картина на историческую тему, а нечто иное. Попробуем понять, что же именно, медленно вчитываясь в текст. Но сначала — несколько предварительных замечаний.
ЖАНР. Лирический цикл — жанр, редкий в классической поэзии, но чрезвычайно характерный для ХХ века, для русских символистов в особенности. Сплошную организацию своего творчества в книги, главы и циклы первым из них предпринял Брюсов, и с его легкой руки она стала нормой в русской поэзии того времени. Блок довел ее до предела: вряд ли во всей русской поэзии мы найдем столь же сложное и продуманное построение, чем три тома его лирики.
Каждое блоковское стихотворение последовательно включается в рамки цикла, раздела, главы, тома — и только в контексте всей трилогии обретает всю полноту своего смысла.
Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность , но при этом связано с остальными сетью перекличек — сюжетных, словесных, метрических и прочих. Следовательно, на такие переклички следует обращать внимание: они требуют осмысления.
СИМВОЛ И СИМВОЛИЗМ. Сущность поэтики символизма — в постоянном соотнесении нескольких смысловых рядов. Как это делается, можно увидеть на примере строфы из Андрея Белого:
Роза в золоте кудрей, Роза нежно колыхается, В розах золото лучей Красным жаром разливается.
Живописный эффект здесь несомненно присутствует, но вовсе не он главная забота поэта. «Золото» здесь прежде всего знак горнего света , «роза» — символ любви , а красный цвет обозначает чувственное томление. Таким образом, за живописной картинкой скрывается совсем иной смысл: «Земная, плотская любовь есть преломление горнего, божественного света».
Все это значит: символистская поэзия обращена к «своему» читателю, который, во-первых, готов к тому, чтобы за буквальным смыслом слов искать иносказание, а во-вторых, знаком с символическим словарем поэта .
ОСНОВЫ БЛОКОВСКОЙ МИФОЛОГИИ. Лирика Блока, начиная уже со «Стихов о Прекрасной Даме», строится вокруг взаимоотношений трех персонажей: лирического героя , его двойника и героини, чей лик тоже двоится .
Лирический герой у Блока имеет одну черту, которая отделяет его от «них», от «толпы»: он видит иную действительность, часто — более страшную, но всегда более реальную, скрытую за общедоступной «кажимостью». Двойник — воплощение темной стороны лирического героя, олицетворение его дурных страстей и помыслов
Итак, первое стихотворение цикла при внимательном прочтении дает нам общую установку: Блок пишет не историческую картинку, а символистскую лирику, его Куликово поле — не на донском берегу и не в 1380-м, а вне времени, в душе поэта , таинственно связанной с иными мирами, и происходящее там только отражается здесь — в той или иной форме.