Вальтер Скотт «Айвенго»
Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе
«Исторический» блок Программы литературного образования МИРОСа в 7-м классе открывается изучением романа английского писателя-романтика В. Скотта «Айвенго». В рамках этого блока ученикам предстоит разобраться в особенностях жанра исторического романа, поразмышлять над особенностями восприятия и изображения «давно минувших дней» В. Скоттом, А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым.
Первый вопрос, который стоит задать ребятам: что заставляет нас относить к историческому
Действие романа «Айвенго» происходит в XI веке, События пугачевского бунта, положенные в основу «Капитанской дочки», удалены более чем на шестьдесят лет от времени ее написания, в «Песне про купца Калашникова» Лермонтов погружает читателя в эпоху правления Ивана Грозного. Очевидно, главное в том, что исторические произведения создаются гораздо позже эпохи, в них описанной. Это дает авторам возможность взглянуть на исторические события с некоторой временной дистанции, по-новому
Автор отстаивает индивидуальный взгляд на события далекого прошлого, основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражает свое отношение к реальным историческим персонажам. Тем не менее отдаленность во времени не снимает актуальности проблематики исторического произведения.
Размышляя над особенностями жанра, мы можем сопоставить исторический Роман с древнерусской летописью или западноевропейской хроникой. Что в них общего и чем они различаются?
Прежде всего, повествование ведется о событиях прошлого, но летопись и хроника создают впечатление независимого объективного повествования. Летописец ничего не сочиняет, он рассказывает о том, что было, по его мнению, на самом деле. Рассказывает последовательно и обстоятельно, стремясь создать системную, целостную картину мира. Хроника напоминает личный дневник, но посвящена она не жизни отдельного человека, а истории каких-то земель, правлению европейских государей и жизни народа в разные периоды правления.
В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические деятели и вымышленные персонажи.
Итак, в процессе изучения романа В. Скотта попытаемся разобраться в том, с какой точки зрения рассматривает автор историю, как сплетаются в романе история и вымысел, каким предстает перед читателем средневековье в изображении английского писателя-романтика.
Говоря о романе «Айвенго», следует задуматься и над тем, какие признаки рыцарского романа можно в нем найти. Ученики уже знакомы с фрагментами статьи А. Д. Михайлова «Роман и повесть Высокого Средневековья» . Таким образом, особенности жанра исторического романа в сопоставлении с летописью и рыцарским романом средневековья станут для учеников более очевидными.
Ученики отметят сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман Скотта выполняет «научно-популярную» функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нем соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа — любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нем нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий.
В основу романа положено традиционное для В. Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюбленная пара — рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.
От чего зависит счастье влюбленных? От того, какой оборот примут исторические события, кто победит в историческом конфликте. Кто же является его участниками? Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной.
Какие поступки, соответствующие рыцарскому кодексу чести, совершает Айвенго? Под маской паломника-пилигрима — он единственный, кто, сжалившись над слабым стариком ростовщиком Исааком, уступает ему место у очага; анонимно вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого Буагильбера; заступается за честь сына Седрика ; спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении романа не изменяя рыцарским понятиям чести.
Построенный на увлекательном разгадывании последовательно возникающих загадок , роман соединяет в себе интригу, живописное зрелище и философское осмысление событий. В качестве домашнего задания к одному из уроков ученикам было предложено выписать из романа определения рыцарской чести и составляющие кодекса чести средневековых рыцарей . Вот что мы выяснили:
Обязанность истинного рыцаря — быть сторонником слабейшей партии.
Строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившимся в беспомощном состоянии.
Человеку, искушенному в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги. «Ведь бой — наш хлеб насущный, дым сражения — тот воздух, которым мы дышим! Мы не живем и не хотим жить иначе как окруженные ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни».
Награда рыцаря — слава, она увековечит имя героя.
Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия.
Рыцарство — источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетенных, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.
Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах.
Какой поступок невозможен для истинного рыцаря? Кто нарушает законы рыцарства?
Самое страшное преступление рыцаря — измена чести и долгу. Преступление карается смертью , наказание неизбежно.
Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Роман ического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку своей твердой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нем Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: «Он бросается в битву, точно на веселый пир.
Не одна сила мышц управляет его ударами — кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей». Затем можно прочитать ученикам отрывок из главы 41, в котором сам В. Скотт говорит об отличии исторического прототипа от его литературного двойника.
Почему под пером романиста так меняется реальный исторический персонаж?
Истинный рыцарь Айвенго, не существовавший в действительности, и истинный рыцарь Ричард Львиное Сердце, чей исторический облик, мягко говоря, не вполне соответствовал романтическому образу, необходимы Вальтеру Скотту для воплощения в романе собственных идей, причем он прекрасно отдает себе отчет в том, что реальный Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без страха и упрека.
Особый интерес в романе вызывают женские образы. Пусть ученики назовут героинь, благодаря которым движется сюжет, найдут их портреты, опишут характеры. Предложите ученикам вспомнить образ героини романтического произведения.
Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? Кто из героинь вызывает у вас бульшую симпатию?
Если белокурая леди Ровена представляет собой достаточно типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале с блеском играет роль заслуженной награды, то образ красавицы еврейки Ревекки более сложен. В силу своего происхождения поставленная в особое положение, смелая и великодушная Ревекка высказывает отношение к происходящим событиям, достойное уст своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда она сопровождает восклицанием: «Отпусти ему, Боже, грех кровопролития!», очевидно иначе оценивая воинские подвиги английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия и самосожжением перед Молохом.
В отличие от большинства героев, мечтающих о ратных подвигах, Ревекка врачует раны, исцеляет больных. У Ревекки тоже есть свои понятия о чести, она упрекает Буагильбера в том, что он собирается ради нее изменить своему Ордену и своей вере. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет философские споры с неукротимым храмовником о роли судьбы. Ей принадлежат слова, явно опережающие свое время, о том, что «люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей». Она способна объективно оценить характер своего жестокого похитителя Буагильбера: «У тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы.
Но она — как запущенный сад, принадлежащий нерадивому хозяину: сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки». Ей не суждено быть счастливой: Ревекка воплощает идею автора о том, что «самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей дает человеку подлинную награду — душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать».
Итак, каждый герой получил по заслугам: Ричард Львиное Сердце — славу и память потомков, Айвенго — славу и возлюбленную, но самую высокую награду получила отказавшаяся от несчастной страсти Ревекка — душевный покой. О судьбе героев, не следующих кодексу чести, уже было сказано выше.
Исследователи творчества В. Скотта отмечают, Что в своих романах писатель осмысляет философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию общества. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов со своими покорителями.
В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Страшные плоды завоеваний описаны в главе 23, где цитируется «Саксонская хроника» .
В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Не случайно роман «Айвенго» завершается свадьбой Айвенго и Ровены, и присутствующие на бракосочетании знатные норманны и саксы понимают, что «мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадежного успеха в междоусобной войне», «увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племен; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли свое различие». Предложите ученикам объяснить, используя текст последней главы, почему свадьба Айвенго и Ровены завершает как любовную, так и политическую сюжетные линии романа.
Для того чтобы подвести итог изученному на уроках по роману В. Скотта «Айвенго», можно использовать материалы, включающие текст знаменитой пародии У. Теккерея «Ревекка и Ровена».
Своеобразное продолжение-пародия английского писателя-сатирика Уильяма Теккерея «Ревекка и Ровена» появляется в печати через тридцать лет после публикации «Айвенго». Она носит откровенно бурлескный характер и высмеивает то, что категорически не принимает Теккерей в исторических романтических романах. Объектами пародии становятся романтизация истории, основные сюжетные ходы, романтический стиль и романтический пафос, и в первую очередь характеры героев, их возвышенные чувства.
Все эти черты романтического исторического романа подвергаются снижению и высмеиванию, а последующие поступки героев объясняются их новыми, современными «буржуазными» ценностями.
В одном из писем Теккерей так определяет свои взгляды: «Искусство романа заключается в том, чтобы изображать Природу — передавать с наибольшей полнотой чувство реальности». И еще: «С моей точки зрения, сюртук должен быть сюртуком, а кочерга кочергой, и ничем иным. Мне не ясно, почему сюртук следует именовать расшитой туникой, а кочергу — раскаленным орудием из пантомимы». Теккерей — сторонник реализма, предъявляющий искусству строгие требования.
Он не принимает поэзию Байрона и Шелли, находя в них слишком возвышенные, преувеличенные, а следовательно, ложные чувства. Отклонение от естественности и простоты изображения вызывает его осуждение и насмешку.
Для работы на заключительном уроке Можно раздать каждому ученику фрагменты текста пародии и предложить ответить на следующие вопросы: Над чем и над кем смеется Теккерей? Что он пародирует? Каким образом он заставляет смеяться читателя?
Как изменяются характеры героев и их поступки в пародии? Чем объясняет автор эти изменения? Найдите в предисловии к роману «Айвенго» возможный ответ Скотта на пародию Теккерея .
В дальнейшем материалы, полученные при изучении романа В. Скотта «Айвенго», можно использовать при работе над «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. Известно, что Пушкин высоко ценил романы В. Скотта, а его архив содержит небольшую статью, посвященную шотландскому романисту.
Можно предложить ученикам задания, выявляющие связь исторических произведений В. Скотта и А. С. Пушкина :
1. Айвенго и Гринев. Выпишите правила дворянской чести из романа Пушкина, сравните их с кодексом истинного рыцаря в романе «Айвенго».
«Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты» .
«Береги честь смолоду».
«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» .
«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить я не могу»; «На что это будет похоже, когда я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?»; «Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы» .
«С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака» .
«Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!» .
2. Найдите в главе «Пугачевщина» рассуждения Гринева, полемизирующие с идеей Скотта о закономерностях развития общества.
«Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
3. Эпиграфы к главам.
Сравните несколько эпиграфов к главам в романе «Айвенго» и несколько эпиграфов в «Капитанской дочке». В чем их роль?
4. Народные баллады и народные песни у Скотта и Пушкина.
Сравните роль включенных в текст стилизаций народных баллад в романе «Айвенго» и народных песен в «Капитанской дочке». Например, песня Ульрики и песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…» .
5. Чем похожи Гурт и Савельич? Чем они отличаются?
6. Что общего в принципах построения романов Скотта и Пушкина?
Очевидно, что в центре повествования — влюбленная пара, чья судьба зависит от поворота исторических событий, два враждующих лагеря, между которыми находится герой. «Два лагеря, две правды, одна судьба» — так афористично пишет А. Н. Архангельский в книге «Герои Пушкина». Сравните два смысла сказки, рассказанной Пугачевым Гриневу. Пугачев: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Гринев: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».
7. Во что верит Айвенго и во что верит Гринев? Кто, с вашей точки зрения, более свободен?
8. Какова роль случая в романах В. Скотта и А. С. Пушкина?
Какие случайности управляют судьбой Айвенго? Случайная встреча с Брианом Буагильбером и приором, которых он отводит в Дом своего отца; случайно встречается в доме отца с Исааком и его дочерью; случайно Черный Рыцарь оказывается на турнире и спасает Айвенго; случайно узнают свидетели турнира имя Рыцаря, Лишенного Наследства… и так далее.
Какие случайности управляют судьбой Гринева? Случайно застигнутого бураном, его случайно спасает чернобородый мужик, случайно оказавшийся Пугачевым, Пугачев случайно узнает Савельича и милует Петра Андреича, случайно Гринев узнает, что Маша в руках предателя Швабрина… и так далее.
9. Как вы думаете, можно ли отнести к роману В. Скотта «Айвенго» и роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» известный принцип французского романиста Дюма-отца : «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину». Аргументируйте свою точку зрения.