«Гаврила Романович Державин — поэт и государственный деятель». Краткое изложение текста
Новосельцева Наталья Владимировна
Объявление Цели:
— Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г. Р. Державина; — Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности; — Показать красоту стихов и разнообразие тематики. Словарная работа:
— внутренняя жизнь, — гений, — добродетель, — монарх. Оборудование:
— портрет Державина, — репродукция картины Ге «Пушкин читает стихи на экзамене», В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Теория литературы: Ода.
Ход урока
I. Чтение отрывка из стихотворения
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел,- Не собой блистал я — богом, Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам.
Если на победы громки Я венцы сплетал вождям, Думал перелить в потомки Души их и их детям.
II. Беседа по стихотворению.
— Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?
—
— Что же мы узнаем об этом человеке?
.
— Как вы понимаете слова и выражения:
— «важным саном надуваться», — «философа брать вид», — «чистосердечье», — «блистал восторгом», — «перелить в потомки». III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь.
Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется «Признание». Автором его является человек, который не умел притворяться, «важным саном надуваться», а «любил чистосердечье», «ум и сердце человечье». Гаврила Роман ович Державин — русский поэт, государственный деятель XVIII века.
О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке.
— Запишите тему в тетрадь.
IV. Знакомство с биографией писателя.
1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова.
Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии.
Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй.
В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II, был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Роман ович Державин.
— Какова же биография этого человека? С каким запасом знаний прибыл Державин в полк?
V. Сообщения учащихся.
После домашней подготовки, весьма поверхностной, он был отдан и казанскую гимназию, где считался одним из лучших учеников. И хотя дворянских детей обучали, прежде всего, фехтованию, музыке и танцам, Державин вполне основательно овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать произведения иностранных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России но и в Германии. Гимназия познакомила юношу и с правилами русского стихосложения, установленными Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Ломоносом! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто.
VI. Теория литературы
Ода — торжественное, прославляющее стихотворение.
VII. Первые оды. Ода «Фелица».
В конце семидесятых годов в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. Гаврила Роман ович не предполагал, что одна из его од, написанных в манере простой и непринужденной, привлечет всеобщее внимание к ее автору.
Название. оды — «Фелица» — поэт позаимствовал из нравоучительного произведения Екатерины Второй «Сказка о царевиче Хлоре». Под его пером фантастическая «царевна киргиз — кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая. Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе.
Людям неглупым, открытым ода нравилась; у придворных ханжей она вызывала возмущение. Обсуждалась «Фелица» и в стенах Академии наук.
В 1783 году ода «Фелица» была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале «Собеседник любителей российского слова». Г. Р. Державин в своем произведении создает образ просвещенной правительницы, матери народов, которую хотел видеть в Екатерине II.
Подай, Фелица, наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть?
Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом; Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем, И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь; …
Ода получила «высочайшее одобрение», и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи.
VIII. Губернаторская деятельность. Встречались и на этой дороге трудности, но то были трудности не безвестного солдата или чиновника, а олонецкого, тамбовского губернатора, затем — государственного секретаря и министра юстиции. «Будь на троне человек!»- призывал Державин царей, и к чести поэта следует сказать, что сам он искренне стремился остаться человеком на высоких постах, которые занимал.
А это было в его эпоху наиболее трудным. Быть человеком означало для Державина «змеей пред троном не сгибаться, стоять — и правду говорить»; быть человеком означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависела от решений государственного сановника.
В 1784 году — правитель Олонецкой губернии. Русский Север не видывал столь необычного губернатора, который мог оседлать коня и лесной глухоманью, бездорожною тундрой добираться до самых отдаленных поселков, чтобы вскрыть злоупотребления местного начальства, облегчить налоговое бремя крестьян, схватить за руку чиновника-лихоимца. По Онежскому озеру, по грозному в непогоду Белому морю губернатор бесстрашно отправлялся в путь на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности.
Но такой губернатор пришелся не по душе местным властям, и Г. Р. Державин возвращается в Петербург.
А в 1785 году новое назначение в Тамбов.
IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове.
Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно.
Теперь он доказал, что причиной его олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым.
Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные экземпляры указов и прочих узаконений. По части финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне.
В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных. Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были улучшены, и ужасное положение колодников облегчено .
Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения существовали в Тамбове: духовная семинария — для детей духовенства, а для всех прочих сословий — гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено правительством; существовала лачуга, для того предназначенная.
Но дальше этого дело не двигалось. Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо составленной программой, было открыто; для него куплен Дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи, ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя.
Кроме губернского училища, были открыты еще и уездные — в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске.
Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений, мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на Державина.)
… положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и концертами.
… Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с начальством ссорится. Державиных стали травить…
Как губернатора дни его были сочтены… Губернаторство кончилось.
Свою роль на службе «Отечеству и государю» видел в том, чтобы быть «посредником между троном и народом», чтобы «остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей».
X. Чтение стихотворения «Дар». ДАР
«Вот, — сказал мне Аполлон,- Я даю тебе ту лиру, Коей нежный, звучный тон Может быть приятен миру.
Пой вельможей и царей, Коль захочешь быть им нравен; Лирою чрез них ты сей Можешь быть богат и славен.
Если ж пышность, сан, богатство Не по склонностям твоим, Пой любовь, покой, приятство: Будешь красотой любим».
Взял я лиру и запел, — Струны правду зазвучали, ‘ Кто внимать мне захотел? Лишь красавицы внимали. …
.Державин был, по собственному определению, «горяч и в правде черт», дерзал говорить Екатерине, что «она за всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу — что правда лишь над вселенной царь; Александру — что был на троне человек».
XI. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судьям». 1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся.
2) Беседа.
— Что, по мнению Державина, должны исполнять «властители и судьи»?
— Чем же заняты эти люди на самом деле?
— Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?
— К кому обращается в последних строках стихотворения Г. Р. Державин? Почему?
XII. Тематика поэзии Державина. Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере.
И «русским слогом» впервые эту поэзию выразил.
Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г. Р. Державин нашел поэзию.
Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и ее полководцев .
О радость! Муза! Дай мне лиру, Да вновь Суворова пою!
Как слышен гром за громом миру, Да слышит всяк, так песнь мою! Побед его плененный слухом, Лечу за ним я духом Чрез долы, холмы и леса;
…О! исполать вам, вои, Бессмертные герои, Румянцев и Суворов, За столько славных боев: Мы в память вашу пьем…
.
Восхищается красотой окружающей природы. …Источник шумный и прозрачный, Текущий с горной высоты, ……………………………. Ты чист — и восхищаешь взоры, Ты быстр — и утешаешь слух; Как серна, скачуща на горы, Так мой к тебе стремится дух, Желаньем петь тебя горящий….
Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы.
Чтение стихотворения «Русские девушки»
XIII. Новаторство в поэзии Державина. Все вышесказанное о поэзии Державина делает ее неповторимой, уникальной.
Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового.
Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой.
Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж.
Прекрасное сумел увидеть в обыденном.
XIV. Державин — наставник молодых поэтов. Пушкин с воодушевлением вспоминает о присутствии старого вельможи на экзамене в январе 1815 года:
«Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности.
Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня.
Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал.
Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
Державин был восхищен сочинением Пушкина и увидел в нем будущее России.
А о своем наследии, бессмертии Державин напишет в стихотворении «Памятник»
Выразительное чтение стихотворения «Памятник».