«Детская» тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

Горячая любовь к детям — важнейшая черта духовного облика Достоевского. Писатель умел тонко вникать в душевную жизнь детей, раскрывать всю глубину, разнообразие и оригинальность их характеров. Долгие годы мечтал он написать Роман о детях. В «Дневнике писателя» Достоевский замечает: «Я и прежде смотрел на детей, но теперь присматриваюсь особенно.

Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях». Этому замыслу не суждено было сбыться, но образы детей поразительной художественной правдивости и силы

встречаются почти в каждом произведении писателя.

Известны слова Достоевского: «Человек — есть тайна». И эту тайну ему помогает раскрывать ребенок. Необычность обращения к этой теме у Достоевского в том, что она сопряжена с глобальными, «вечными» вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с темой детства.

Нет в его творчестве ни единого образа ребенка, который не прояснил бы нечто существенное.

Каждый роман Достоевского — произведение педагогическое. Многие исследователи полагают, что у писателя была

своя «концепция детства». Ребенок для Достоевского — это воплощение лучших душевных качеств человека, «ангельской» чистоты, невинности, доброты, открытости, так отделяющих его от взрослого человека: «Дети, пока Дети, страшно отстоят от людей. Совсем будто другое существо, другое природой» .

Если говорить о взглядах Достоевского на воспитание и воспитателей, то одним из важнейших моментов в становлении личности является, по мысли писателя, «впечатление прекрасного», которое остается на всю жизнь. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь впечатления не может жить человек Именно оно создает капитал для дальнейшей жизни» . «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, — может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасен человек», — утверждает Алеша Карамазов.

«Концепция детства» представлена во многих произведениях Достоевского: «Слабое сердце», «Мальчик у Христа на елке», «Елка и свадьба», «Подросток». Но с наибольшей полнотой она раскрыта в романе «Братья Карамазовы».

Ребенок в творчестве Достоевского символизирует, по его словам, «капитальнейшие идеи: нравственное совершенство, высший суд, движение к гармонии, чистоту душевную» . К тому же «детки — ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться?» .

Многие положения «концепции» детства отражены в словах старца Зосимы. Он говорит о детях так: «Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших. Младенцы пред Престолом Божьим дерзновенны.

Даже и нет никого дерзновеннее в Царствии Небесном».

Есть в мире Достоевского и такое понятие как «детскость», обозначающее особое состояние души взрослого человека, не растерявшего в жизни свою душевную чистоту, целомудрие, доброту, открытость. Именно наличием «детских» свойств определяется «положительно прекрасное» в героях Достоевского. Детскость для него — мерило нравственного совершенства, оружие против фальши.

Вопрос об идеальном человеке для Достоевского неразрывно связан с этим понятием: «Лучшие люди познаются не умом и образованностью, а наличием духовного света в душе, благоустроенностью сердца» . Писатель искал таких людей и в жизни, и в творчестве и, быть может, нашел в образе Алеши Карамазова.

В контексте всего творчества Достоевского Алеше отведена важнейшая роль именно потому, что он единственный его герой, которому позволено обрести состояние внутренней гармонии осознанно, в расцвете жизненных сил. Значение этого образа подчеркнуто отведенным ему местом в романе. Именем Алеши роман начинается, этим же именем завершается. Более того, роман «Братья Карамазовы», как сообщает повествователь, «есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя» .

В предисловии «От автора» Достоевский обращает внимание читателя на то, что Алеша является главным героем, а сам роман — его «жизнеописанием». При этом мы знаем, что Алеша в самой интриге романа, в событиях принимает скромное участие. Тогда в чем смысл такого обособления героя?

Очевидно, в особой значимости образа Алеши, в той интенсивности переживаний, которая выпадает на душу юноши. События, происходящие в его душе, активны и значительны. Присутствие Алеши одних поднимает из смуты обыденности, других — облагораживает, очищает. Он незримо входит в жизнь каждого из неустроенных героев романа: помогает возродиться Грушеньке, жалея ее; поддерживает Дмитрия; насаждает семена добра и любви в сердцах мальчиков.

Даже на своего отца, духовно гибнущего человека, сумел повлиять Алеша: «Приезд Алеши как бы подействовал на него с нравственной стороны. Как бы что-то проснулось в этом безвременном старике из того, что давно заглохло в душе его» . Сердечный труд Алеши является «духовным фондом» всего романа.

Алеша многим кажется ребенком, чудаком, и «каждый, чуть узнавший его, уверен, что Алеша непременно из таких юношей, вроде как бы юродивых». Для писателя это представляет форму выражения «главного ума». «Ибо бывает так, что он-то и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все каким-либо наплывным ветром оторвались от него» .

Алеше присуща целостность характера. Показательна в этом смысле аналитическая характеристика героя: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему». Сказано: «Раздай все и иди за Мной, если хочешь быть совершен».

Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне» . Отсутствие в его чистом сердце меркантильных установок позволяет ему полнее понимать и сердечнее любить людей.

Детскости присуща открытость и искренность. Алеша в полной мере имеет эти качества. Он, как и чистый сердцем ребенок, не лжет, исполняя завет своего старца: «Главное — избегайте лжи, лжи в себе самом особенно», «всяк возле сердца своего ходи, всяк себе исповедуйся неустанно» . Алеша абсолютно искренен в своих чувствах и мыслях, именно это притягивает к нему окружающих.

Он является воплощенным примером воздействия детских впечатлений на жизнь человека. В памяти Алеши навсегда запечатлелся образ матери, плачущей и молящейся о нем, прижимающей его к своей груди и подносящей к иконе Божией Матери. Может быть, это воспоминание во многом повлияло на выбор Алешей своего пути.

И даже сам этот выбор — монашество — говорит о цельности и чистоте героя.

По словам Святых Отцов Церкви, задача и цель жизни монаха, инока — приобрести ангельскую чистоту на земле, отсекая свои страсти, работая над своей душой. Ребенок уже имеет этот «духовный статус», он ангелоподобен от рождения. «Дети безгрешны, яко Ангелы, и живут для очищения сердец наших», — говорит старец Зосима. Алеша с чистой детской душой выбирает путь еще большего совершенства — монашество. По словам Феофана Затворника, русского святого, замечательного мыслителя, «иноки — это жертва Богу от мира, который, предавая их Богу, из них составляет себе ограду» .

Именно как к духовному «защитнику» обращаются к нему все уставшие от суеты герои. Неспроста и таким именем наделил его автор: Алексей — «защитник людей» . С ним рядом тепло и светло всем, потому что его детское чистое сердце умеет сострадать людям, жалеть их, «ходить за ними, как за малыми детьми». Возникает и перекличка с именем одного из любимых русских святых — Алексия, человека Божия.

Качества, которыми Достоевский наделяет своего героя, такие как душевная чистота, целомудрие, чистое сердце, незлобие, ведут человека к святости, к особому состоянию духа, достичь которого можно, сохранив в себе детское сердце. Эта мысль писателя восходит к Евангелию: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Видят и чувствуют этот свет и все персонажи романа, называя Алешу «ангелом земным», «херувимом». «Ты — Ангел на земле, ты выслушаешь, рассудишь, простишь. А мне того и надо, чтобы меня кто-то Высший простил», — говорит Дмитрий Карамазов. Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов.

Над всем и всеми зло иронизирующий, при встрече с Алешей он раскрывается с «радостной», «детской стороны»: «Братишка ты мой, не тебя я хочу развратить, я, может быть, себя хотел бы исцелить тобой», — улыбнулся вдруг Иван, как маленький, кроткий мальчик».

Такие свойства души, как свобода от корыстных житейских нужд, искренняя веселость, простодушие, находят свое отражение в отношении Алеши с детьми . Дружба с детьми преображает и облик, и поведение Алеши; он сам, общаясь с детьми, становится ближе душой к их состоянию. «Через детей душа лечится», — говорит старец Зосима. И сам Алеша влияет на душу ребят. Уважая их, разговаривая с ними на равных, любя их, он располагает детей к себе, помогая избавиться от зла их душам.

В последней книге романа Алеша выступает в новой для себя роли — роли воспитателя.

Достоевский считал, что эта роль очень важна. «Ты же для будущего работаешь, для грядущего делаешь», — говорит старец Зосима. «Берущий на себя такую роль, с первого прикосновения к ребенку должен учитывать его чуткое сердце. И если человек не желает вырастить зло в маленьком существе, должен уничтожить зло в себе» .

«Дети делают нас лучше одним только соприкосновением с нами, они очеловечивают нашу душу своим присутствием» — эта педагогическая мысль Достоевского художественно убедительно доказана в его произведениях.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Детская» тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы»