«Черный монах», анализ повести Чехова, сочинение
Повесть «Черный монах» была написана А. П. Чеховым в 1893 году. Считается, что Чехов давно хотел написать про манию величия, к которой может привести гениальность. Черный монах — идея, пришедшая к писателю во сне.
И, как оказалось, именно эта идея выделила повесть из всех остальных, поставила ее особняком, который сложно было критиковать.
Главный герой — Андрей Васильевич Коврин, является современником Чехова. Через этот образ автор пытается нам показать, что человек, устремленный к своей цели, имеющий свою идею и свои приоритеты
Чехов выделяет своего главного героя из толпы всех остальных. Если люди, которые окружают Коврина, достаточно просты и примитивны, то Андрей Васильевич обладает тонкой натурой, любовью к искусству, внутренней красотой. Он трудится, он верен своему делу — философии.
И он умеет получать удовольствие от того, что он делает. Именно эту черту Чехов и называет талантом.
Коврин — человек легкий и интересный. Именно за это его так любит Егор Семеныч Песоцкий и его дочь, Таня.
События развиваются в большом и красивом доме Песоцких. Автор много времени уделяет мелочам, описывая быт. Очень
Таким способом А. П. Чехов показывает праздность и легкость в душе Коврина, радость от встречи с этим местом.
Песоцкий — известный садовод, и именно его сад является смыслом его жизни. По сути, у него было всего три радости в жизни: сад, дочь и воспитанник Коврин. Коврин нечасто приезжал в дом Песоцких, последний раз был давно, когда Татьяна была еще смешным и тощим подростком.
Но в этот раз в голову Коврину пришла мысль о том, что, возможно, он полюбит это повзрослевшее и такое милое дитя. Так оно и случается и в скором времени Коврин делает Татьяне предложение. Песоцкие счастливы, отец Тани говорит о том, что Коврин будет прекрасным наследником.
Но параллельно этой идиллии происходят очень странные вещи.
В Коврину приходит черный монах из какой-то песни. Монах убеждает Коврина в том, что Коврин — гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию. Коврин понимает, что монах — это плод его воображения, мощная галлюцинация.
Однако, по словам того же монаха, человек с нормальным сознанием — стадное и примитивное существо. И если Коврин хочет остаться избранным, он должен смириться с такой жертвой, как психическое здоровье.
Многие отождествляют эту мысль с теорией Ломброзо, что гениальность идет рука об руку с сумасшествием, что это родственные понятия. И А. П. Чехов, возможно, хотел доказать нам именно эту теорию. Хотя вполне возможно, что автор вовсе не придерживался этой теории, а просто пытался показать, что искать оправдания своим низким, антиморальным и неправильным поступкам с помощью философии — вовсе не выход.
Дальнейший ход событий крутится вокруг бесед Коврина с черным монахом. Герой понимает, что монах говорит те вещи, которые давно сидят в голове у Коврина, но которые он не осмеливался воспроизвести. Черный монах быстро становится для него личностью, которая вселяет в Коврина надежду и уверенность, после бесед с ним герой всегда бодр, весел и счастлив.
Эти беседы ведутся как бы параллельно остальным событиям: проблемами с садом и подготовкой к свадьбе. Коврин счастлив в своем безумстве.
Он наслаждается красками, которые его окружают, он безумно любит свою жену, много работает и ждет каждой встречи с монахом, который все быстрее выращивает в Коврине манию величия.
Однажды черный монах приходит к Коврину домой, пока Таня спит. Они ведут разговоры на философские темы, как вдруг Татьяна просыпается, видит, что Андрей разговаривает с пустым креслом и окончательно понимает, что ее супруг — сумасшедший. Они с отцом убеждают Коврина поехать на лечение.
Проходит некоторое количество времени. Коврина вылечили и отпустили домой. От прежнего весельчака и сияющего счастьем и уверенностью человеком не осталось ничего.
Если раньше Коврина могли захватить прекрасный закат или мелодия, то в дом Песоцких возвращается человек, потерявший смысл в жизни, раздражительный, нервный и ненавидящий людей, которые лишили его встреч с монахом. Между супругами все чаще вспыхивают ссоры, от прежних чувств не осталось ничего, как и от благодарности к ее отцу.
Коврин был счастлив в своем безумии. Оно придавало Коврину уверенности в себе и своих силах, он чувствовал, что все, что он делал — величайшее дело. Только с монахом Коврин мог поговорить на темы, которые недоступны обычным людям, только монах помогал установить истину в вечных философских вопросах, которым Андрей посвятил свою жизнь.
Его семья, лишив Коврина безумия, лишила его смысла жизни.
И в конце концов это приводит к Коврина к новой женщине, она старше его и оберегает Коврина, как мать. Автор уделяет этой женщине очень немного внимания, словно показывая ее незначительность и в жизни героя. У Коврина появляется тяжелое заболевание, то самое, от которого когда-то умерла его мать.
В роковой вечер Коврин решается открыть письмо от Татьяны. Оно все пропитано ненавистью, Татьяна пишет о том, что ее отец умер, что сад теперь принадлежит чужим людям и что все это — заслуга Коврина. В письме она желает ему смерти.
Коврин осознает, что он — всего лишь посредственность. И что он в свои сорок лет стал профессором — равный обмен, произведенный судьбой на все те беды, которые происходили с ним. Коврин ставит себя на одну планку с остальными людьми, он больше не верен своим прежним убеждениям.
Случайно услышав ту самую песню, про черного монаха, Коврин чувствует приятное волнение, к нему приходят воспоминания о том самом доме, о том самом саде, о тех самых людях, которые делали его счастливыми. И здесь происходит встреча с монахом. Однако Коврин умирает, он не может сказать монаху даже несколько слов от слабости.
Но перед смертью он слышал именно то, что он так хотел услышать: что он посланник Бога, гений, призванный внести вклад в спасение человечества. И этим самым вкладом оказалась его собственная жизнь. Коврин умер, чувствуя себя счастливым, нужным человечеству.
И монах, разрушивший жизнь Коврина, подарил ему легкую и желанную смерть.
Повесть написана в двух стилях: в прозаическом и эвфонистическом. При этом обычные радости жизни, те повседневные моменты, которые окружают героев, описаны в прозаическом стиле. Эвфония же используется в разговорах Коврина с монахом.
Именно поэтому блоки повести, в которых описано общение Коврина с галлюцинацией, так ярко бросаются в глаза. В то же время, все те глупости, которые говорит монах, серьезно воспринимаются Коврину именно благодаря некой благозвучности его речей.
У повести достаточно интересная композиция. Начало — яркое, радостное. Много внимания уделяется саду, словно он является олицетворением жизни Коврина.
Однако есть и небольшой предвестник беды: Песоцкого слишком сильно расстраивают даже самые маленькие неприятности, произошедшие с садом. Это как бы добавляет тревогу в общее ощущение праздности. Второй тревожный звонок — песня о сумасшедшей девушке. С помощью этой песни автор словно предупреждает нас о грозящей беде. Именно здесь единство реального мира прекращается.
Коврин встречает с монахом и обретает мнимую мечту, мнимую цель. Постепенно ирреальность все больше вытесняет реальность. И когда близкие Коврина замечают это и возвращают его в свой мир — мнимые идеалы падают и Коврин теряется в реальности, тоскуя по себе прежнему.
Здесь же автор возвращает нас в сад — тот самый, наполненный жизнью и красками. Но теперь они недоступны Коврину. И завершается повесть все той же песней. Таким образом, повести присуща некая цикличность, на протяжении текста повторяются одни и те же моменты, одни и те же фразы.
И именно они и являются предшественниками новой трагедии.