Бытовая деталъ как средство характеристики персонажа в русскои классической литературе

Каждый человек по-своему индивидуален и неповторим. Это прекрасно понимали все русские писатели и поэтому стремились показать своих героев с разных точек зрения, дать максимально полное их описание. Как правило, характеристика героя начиналась с его портрета, внешности; затем рисовалась та обстановка, в которой он жил, и те вещи, которые его повседневно окружали.

Так, Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал образы пяти помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Все это разные люди: каждый из них имел свои собственные

черты характера, свою манеру говорить, одеваться, действовать; у всех была разная внешность, разная обстановка в доме и усадьбы тоже разные. Но есть то, что их объединяло: все они изображены Гоголем сатирически и по одному и тому же плану.

И в этом изображении важная роль принадлежит бытовой детали. Возьмем, например, первого героя, к которому приезжает Чичиков,- Манилова. rn’, ‘rn Прежде всего Гоголь обращает наше внимание на усадьбу помещика. Дом Манилова «стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть».

Возле дома находились «пять-шесть берез» с «жиденькими

вершинами». Под двумя из них «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». Уже в этом описании видны две главные черты Манилова: бесхозяйственность и склонность к пустому мечтательст-ву . Под стать дому была и обстановка в нем: «В его доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею». На стол вместе с дорогим подсвечником «из темной бронзы с тремя античными грациями» подавался вечером «медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».

Но этого, казалось, не замечал ни сем Манилов, ни его жена, ни слуги: для них это было в порядке вещей. Любимыми занятиями Манилова были курение трубки и мечтание «бог знает о чем». В его кабинете «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую постоянно читал уже два года».

Поместьем своим он не занимался, «даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Манилов не знает даже, сколько у него умерло крестьян. Как мы видим из этого описания, Гоголь рисует своего героя с явной иронией и даже насмешкой. А вот Собакевич показан уже явно сатирически.

Внешне он показался Чичикову похожим «на средней величины медведя»: его фрак «был совершенно медь-вежьего цвета», сам он ступал вкривь и вкось, наступая беспрестанно на чужие ноги, и даже звали его Михаилом Семеновичем. Его главная черта — грубая практичность. Поэтому, например, его дом имел не четыре колонны, как хотел того архитектор, а три: Собакевичу этого показалось вполне достаточным. Все вещи в комнате походили на своего хозяина: «все было прочно, неуклюже», «в углу гостиной стояло бюро на четырех ногах, совершенный медведь». Даже дрозд в клетке чем-то напоминал Собакевича.

На картинах, украшавших стены комнаты, были изображены «люди крепкие и здоровые», каким был сам помещик, В этом описании дома Собакевича проявилось авторское отношение к герою — саркастическая насмешка. В романе И. А. Гончарова » Обломов» дается описание «домашнего костюма» главного героя: «на нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат»; «туфли на нем были длинные, мягкие и широкие». Почему же писатель начинает знакомить нас со своим героем с такого подробного описания его одеясды? Потому что она как нельзя более точно выражает основу жизни Ильи Ильича — полусонное существование.

Именно в таком халате было удобнее всего предаваться праздным размышлениям на мягком, покойном диване. Обстановка комнаты полностью соответствовала этому образу жизни Обломова. На первый взгляд, она казалась «прекрасно убранною»: в ней «стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей», «красивые ширмы». Но более опытный глаз замечал, что эта дорогая обстановка была лишь своеобразной декорацией, внешним соблюдением приличий, а на самом деле Обломов мало интересовался вещами и смотрел на них «холодно и рассеянно».

В кабинете героя было плохо прибрано: на стенах кое-где была паутина, зеркала не протерты, вчерашний ужин не убран. Но все это почти не волновало Илью Ильича. Эти вещи, как и халат, туфли, слуга Захар, квартира, которую он снимал, являлись как бы раковиной, в которую он прятался от жизни.

Герой хранил и берег свой покой — физический и душевный, и привычные вещи помогали ему в этом. Эту обстановку дополняла выкуренная трубка, книги с запыленными страницами, прошлогодняя газета. Как напоминает все это обстановку в кабинете Манилова! И это не случайно: оба героя были в чем-то похожи, хотя жили в разное время. Таким образом, как мы видим, Бытовая деталь — описание предметов, окружавших героя,- служит яркой и наглядной его характеристикой.

Порой вещь говорит о своем владельце намного больше, чем самое подробное описание.

Сочинение по литературе на тему: Бытовая деталь как средство характеристики персонажа в русской классической литературе

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Бытовая деталъ как средство характеристики персонажа в русскои классической литературе