Анализ современного рассказа
Материалы к уроку
Удивительная, парадоксальная закономерность! Чем больший интерес вызывает современная литература у наших школьников, тем меньше места и внимания уделяется ей в учебниках и программах! В новом стандарте по литературе даже на профильном уровне изучение современной прозы сведено к минимуму: одно произведение любого автора. В примерной программе по литературе, предложенной министерством в дополнение к новым стандартам, рекомендовано отвести на изучение литературы последнего десятилетия — один час!
Между тем немаловажной
Как найти для этого время? Во-первых, та же примерная программа оставляет на усмотрение учителя 14% учебного времени. Еще один временной ресурс — в профильных гуманитарных классах — элективный курс по современной литературе, дающий возможность формировать начальные филологические умения
Еще одна проблема, встающая перед учителем, обратившимся к литературе последних лет, — выбор произведений для анализа. На наш взгляд, лучше, чтобы это были сравнительно небольшие рассказы или короткие повести: тогда мы не только избежим лишней нагрузки на читателя-ученика, но, главное, получим возможность глубже осмыслить проблематику произведения, а также оценить эстетику современного текста, проделать с детьми углубленный текстовой анализ.
Наконец, хотелось бы затронуть вопрос, который волнует многих «продвинутых», стремящихся соответствовать современным требованиям учителей: какие образовательные технологии можно использовать на уроках литературы, можно ли применить современные технологичные подходы к такому сложному понятию, как литература, художественный текст? Думается, что и на этот вопрос можно найти ответ — но при определенных оговорках.
Как известно, любая образовательная технология может считаться таковой только при условии операционально сформулированной цели и воспроизводимости результата. Какова цель литературного образования и, следовательно, его планируемый результат? Если в двух словах — это эстетическое и нравственное развитие личности . Можно ли измерить этот результат?
Более того, конкретным результатом изучения любого литературного произведения становится его интерпретация, и если согласиться с тем, что важнейшее свойство любого подлинно художественного произведения — его многозначность, то интерпретаций может быть — множество! Так что и с «вопроизводимостью результата» также возникают проблемы.
И все же возьму на себя смелость утверждать, что некоторые образовательные технологии применимы и в литературном образовании. При одном лишь обязательном условии: нам важен не результат , а — процесс! Сам процесс работы с текстом, способы его анализа, приемы его более или менее подробного изучения, в ходе которого каждый ученик получает определенные читательские умения, формируют читательскую, коммуникативную, речевую и другие компетентности.
На наш взгляд, если этот процесс будет выстроен с помощью определенного алгоритма педагогических и учебных действий, мы — с определенной долей условности — можем говорить о применении на уроках литературы той или иной технологии.
Я хочу предложить для анализа рассказ Л. Петрушевской «Где я была» . Описание событий в романах и других произведениях Л. Петрушевской вызывает разное к себе отношение как читателей, так и критиков, многозначность текстов рождает различные, подчас едва ли не противоположные по смыслу интерпретации. Однако, на наш взгляд, выбранный нами рассказ содержит интересное эстетическое зерно, дает возможность выявить некоторые особенности современного художественного развития. И в то же время произведение это несет в себе и определенный воспитательный потенциал, анализ его содержания позволяет выйти на обсуждение важнейших нравственных проблем.
В работе с этим небольшим рассказом, который может быть прочитан прямо в классе, продуктивным представляется использование одного из приемов технологии развития критического мышления — так называемого Чтения с остановками, позволяющего «погрузить» учащихся в текст, приучающего к медленному, вдумчивому, аналитическому чтению — и одновременно повышающего интерес к тексту, развивающего образное, творческое мышление детей, делающего их как бы соавторами писателя