Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки
Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление.
Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.
Если ученик умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного
Практически-действенное. Наглядно-образное. Словесно — логическое.
Самым ранним является практически-действенное.
В 4-7 лет развивается наглядно-образное. В первые годы обучения в школе происходит развитие словесно-логического мышления. У школьников среднего и старшего возрастов этот вид мышления становится особенно важным: задача решается в словесной
В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид продолжает и дальше развиваться и совершенствоваться.
При этом утверждается, что формирование определенных качеств мышления на одном предмете в известной мере способствует общему развитию мышления обучаемых.
Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитие мышления учащихся при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрии формирует все те качества мышления, которые необходимы для усвоения музыки или истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования Определенный вклад.
На различных ступенях развития школьников существенно меняется значение предметов для формирования их мышления. Также очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметов, если ведется целенаправленная работа, когда учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала.
Основным путем успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.
Одной из Главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.
Развивать мышление — это значит:
1. Развивать все виды и формы мышления — практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное — и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.
2.Формировать и совершенствовать мыслительные операции ,
3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.
Большое значение в развитии мышления учащихся имеет ориентация их на логически правильные ответы.
Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
А) духовые,
Б) струнные,
В) ударные,
Г) русские народные, и. т. д.
3. Соотнести : — с именем композитора.
А) портрет,
Б) фрагмент его биографии,
В) фрагмент истории создания произведения,
Г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.
6. Сгруппироват Ь:
Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. .
10. Поставить слова, определяющие жанр :
А) » Щелкунчик » ,
Б) » Снегурочка » ,
В) » Елочка » ,
Г) » Медведь » .
13. Звучащая викторина «: определить по фрагменту —
А) тип оркестра,
Б) тип хора,
В) инструмент,
Г) солирующий инструмент,
Д) жанр — назвать произведение и автора.
16. Свернуть «:
Колыбельная, частушки, солдатские, трудовые, обрядовые — виды русских народных песен.
19. » Вопросы, которые можно использовать в устной или письменной работе:
В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей?
Кого из композиторов называли «королем» вальса?
Мне музыка не понравилась — значит, это плохое музыкальное произведение…» Правильно ли это утверждение?
Мода на Баха, мода на Моцарта…. Возможно ли это?
Опера — спектакль, где заняты,
— Назовите инструменты, изображающие удары грома, звучание пастушьего рожка в песне Леля? .
— Кто из выдающихся русских композиторов был:
Морским офицером?
Ученым, химиком?
В каких операх героями стали реальные исторические лица?
Кто из друзей А. С. Пушкина был композитором?
Перечислите: какие пьесы входят в цикл М. П. Мусоргского » Картинки с выставки»?
В музыке какого » из трех чудес» звучит мелодия русской народной песни?
Перечислите жанры вокальной музыки.
Создатель оркестра русских инструментов.
Чем отличается в любой песне куплет от припева?
Сочинять в момент исполнения, это значит…
Симфоническое произведение, посвященное защитникам Ленинграда?.
Инструменты русской православной церкви?
Танец, предшественник вальса?
— А. Хачатурян и М. Лермонтов. Что объединяет эти два имени?
— В каких литературных произведениях запечатлены сцены бала?
Назовите джазовые танцы…
Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т. д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит, он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, усматривает процесс становления и проявления этих связей, умеет доказывать истинность знаний и применять их на практике.