Рыцарский турнир на уроке литературы

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Даниэль Пеннак

Наверное, каждый учитель­словесник понимает, что насилие и любовь к чтению — «две вещи несовместные», и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад . Помощником учителя литературы станут в подготовке и проведении праздника коллеги — учителя истории и английского языка.

В начале изучения темы я предлагаю ребятам совершить

путешествие в средневековую Англию, узнать, как можно больше об этом времени из исторических источников, а также народных преданий и баллад, а потом самим стать участниками интеллектуального рыцарского турнира XXI века. Предложение с воодушевлением принимается.

Турнир может состояться между двумя классами в параллели или между командами одного класса .

На Этапе подготовки каждая из двух команд — участниц турнира — с помощью голосования выдвигает из своих рядов трех мальчиков, которым будет доверено исполнять роль рыцарей. Потом каждый из рыцарей выбирает себе Прекрасную даму и формирует свой отряд, предлагая

одноклассникам роли оруженосцев и герольдов.

Рыцари и их команды, готовясь к турниру, выполняют следующие задания:

1) выбрать исторического или легендарного героя, подготовить яркий и выразительный рассказ о нем;

2) придумать девиз и нарисовать на щите герб его владельца.

Прекрасные дамы также должны определиться с выбором легендарной или литературной героини, подготовить рассказ о ней, продумать элементы костюма.

Есть и Общее задание Для каждой из двух противоборствующих сторон: подготовить инсценировку на английском языке баллады о Робин Гуде .

Между тем на уроках литературы погружаемся в мир народной баллады и читаем не только предложенные в учебниках, но и внепрограммные баллады: «страшные» , «героиче­ские» , «любовные» , «исторические» , «комические» , «волшебные» . Если после вводного урока, где пойдет речь о жанровых признаках баллады, организовать работу в группах, то количество уроков, где читаются, инсценируются, обсуждаются все эти баллады, не превысит положенного по программе.

После изучения темы ребятам предлагается сформулировать три вопроса по каждому виду баллад и сочинить свою балладу.

И вот настает день турнира. Кабинет преображается в ристалище: команды противоборствующих сторон занимают за столами места друг напротив друга, есть места для зрителей и жюри . Звучит «Баллада о времени» В. Высоцкого: «…И холодное прошлое заговорит // О походах, боях и победах…»

Оглашаются Правила турнира . Вот пример таких правил.

Во время турнира участники должны показать свои знания по истории, литературе и английскому языку. Им разрешается принимать помощь от любого из членов своей команды.

Во время турнира запрещается:

Нарушать дисциплину, отвлекаясь на посторонние разговоры или занятия; Критиковать и оскорблять своих соперников; Громко и явно выражать эмоции удовольствия или неудовольствия, радости или разочарования.

В случае несоблюдения этих правил рыцарь и его команда подвергаются «штрафу» , а при повторном нарушении — исключаются из числа участников турнира и выдворяются с ристалища.

Исторический этап турнира состоит из двух туров.

Первый — это представление рыцарей их герольдами и оруженосцами: рассказ об историческом или легендарном герое и объяснение символики герба .

Второй — поединки на знание истории Англии Средних веков. В единоборство попарно вступают рыцари, находящиеся друг против друга. Каждая команда получает варианты ответов.

После заданного вопроса нужно поднять карточку, содержащую правильный ответ. Если рыцарь поднимает карточку первый и этот ответ верный , он получает 2 балла, если ответ верный, но запоздавший — 1 балл.

Примеры вопросов .

1. Против кого объединил кельтов король Артур?

— Против данов;

— римлян;

— Англов и саксов;

— нормандцев.

2. Кто пришел в Британию во главе с Вильгельмом Завоевателем?

— Даны;

— римляне;

— англы и саксы;

— Нормандцы.

3. Кто издал «Лесной закон», который нарушали Робин Гуд и его вольные стрелки?

— Ричард Львиное Сердце;

— Вильгельм Завоеватель;

— Генрих II;

— Эдуард III.

4. В какой битве Вильгельм Завоеватель одержал победу в 1066 году?

— При Гастингсе;

— при Пуатье;

— при Суасоне;

— при Таласе.

5. Как назывался документ, который в 1215 году подписал Иоанн Безземельный?

— Великая хартия вольностей;

— Золотая Булла;

— Сент-Жерменский мирный договор;

— Нантский эдикт.

6. Какое название получило собрание представителей всех сословий, которое в 1265 году созвал Симон де Монфор?

— Кортесы;

— ландтаги;

— Генеральные штаты;

— Парламент.

7. Что в Англии называют «Книгой Страшного суда»?

— Сборник законов английских королей;

— суд священной инквизиции;

— Книги с результатами переписи населения;

— литературное произведение, написанное при дворе Вильгельма Завоевателя.

8. Слова из какого языка появились в речи жителей Британии с приходом нормандцев?

— Из старонемецкого;

— латинского;

— греческого;

— Старофранцузского.

9. Какая королевская династия никогда не правила в Англии?

— Плантагенеты;

— Ланкастеры;

— Йорки;

— Капетинги.

10. Кто из этих героев не был рыцарем Круглого стола?

— Ланселот;

— Гавейн;

— Роланд;

— Парсифаль.

После подведения итогов исторического этапа начинается «английский» этап, где участники должны продемонстрировать, насколько хорошо они владеют английским языком. Каждая из противоборствующих сторон разыгрывает поанглийски сценку о народном герое средневековой Англии — Робин Гуде. Их соперники, внимательно посмотрев сценку, отвечают на вопросы учителя английского языка по ее содержанию.

За полный и правильный ответ команда максимально может получить 3 балла.

Литературный этап Открывают выступления Прекрасных дам. Каждая из них представляет какуюнибудь литературную героиню .

Затем в дело вступают рыцари. Словами из баллады Владимира Высоцкого:

Упадут сто замков и спадут сто оков, И сойдут сто потов целой груды веков, И польются легенды из сотен стихов Про турниры, осады, про вольных стрелков —

Учитель литературы предваряет конкурс, где рыцарю и его отряду предстоит отразить нападение объединенных сил соперника, каждая команда которого задаст свой трудный и неожиданный вопрос по тому типу баллад, что определит для отряда жребий: «страшные», «героические», «исторические», «любовные», «комические», «волшебные».

Завершает литературный этап турнира творческий конкурс менестрелей, создателей и исполнителей своих собственных баллад .

После этого конкурса жюри подводит итоги турнира и вручает призы. Напутственным аккордом участникам состязания звучат слова В. Высоцкого:

Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки — из прошлого тащим, Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Рыцарский турнир на уроке литературы